Начать сначала?
Они сегодня и сами удивляются, как смогли осилить такой путь – длиной в 20 лет. «Мы же начинали в 1989-м, когда страна была еще не та, советская, но еще и не эта, - сказал на церемонии открытия председатель нынешнего жюри продюсер Сергей Сельянов. – За эти годы мы пережили разное: и эпоху кооперативного кино, и чернуху начала 90-х, и период малокартинья, и совсем бескартинья, и подъем, и теперь вот опять»… Зал на эту шутку откликнулся дружными аплодисментами.
Хотя режиссерам пока не до смеха. «Конечно, было бы грустно начинать все сначала, - сказал «АиФ» режиссер Станислав Говорухин. – В 1996 году, когда мы приняли закон о государственной поддержке кинематографа, кино, как и авиапромышленность, и сельское хозяйство, да и вообще большая часть нашей экономики, лежало в развалинах. По «Мосфильму» крысы бегали! Не хотелось бы к этому вернуться – ведь наша киноиндустрия сегодня очень мощная! Надеюсь, что она выживет – ведь опыт за эти годы мы приобрели колоссальный. Я лично сейчас хочу запуститься с «антикризисной», как я ее называю, картиной – чтобы было дешево, но интересно!»
Если будущее нашего кино пока в тумане, то с настоящим – а именно, с тем кино, которое привезли на «Кинотавр» - ясно. Для конкурса, судить который в этом году будут артисты Сергей Маковецкий и Дарья Мороз, сценарист Евдокия Германова, режиссер Сергей Бодров и др., отобрали 12 картин. В основном это работы молодых режиссеров. И для них «Кинотавр» - одна из возможностей показать свой фильм зрителю на большом экране. Так как прокатная судьба «кино не для всех» в России более чем сложная. Тем не менее киношная публика с нетерпением ожидает ленту Ларисы Садиловой «Сынок». В главной роли в нем – отца-одиночки, воспитывающего сына, - снялся Виктор Сухоруков. Главнй музыкальный бунтарь страны – Шнур – похоже, вошел во вкус. Снявшись у Сергея Соловьева в «Ассе-2», он вновь появится на экране – в конкурсной картине Ивана Дыховичного «Европа-Азия». Эта снятая в жанре гротеска картина очень напоминает по стилистике фильмы Эмира Кустурицы. Шнуру досталась в ней роль авторитетного бизнесмена Кеке, который сталкивается с группой аферистов на трассе Екатеринбург-Москва. А за лучшую женскую роль поборются Светлана Крючкова, сыгравшая полусумасшедшую бабушку в фильме Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом», Татьяна Васильева в роли этакой «мамки» («Непрощенные», К. Шипенко) и Анна Михалкова ( «Сумасшедшая помощь» Б. Хлебникова).
Разводы отменяются!
«Кинотавр» не только смотр актуального российского кино. Это еще и фестиваль, на который приезжают семьями. И собравшийся возле звездной дорожки народ активно обсуждает, кто с кем по этой дорожке прошел. Дмитрий Дюжев продефилировал с супругой Татьяной (их в этот вечер назвали самой эффектной парой церемонии), актриса Даша Мороз приехала со своим молодым человеком Андреем, Антон Табаков прибыл с молодой супругой и дочерью от брака с Анастасией Чухрай. Светлана и Федор Бондарчуки прошли по дорожке, держась за руки и тем самым опровергая слухи о своем разводе. «Ругаться мы можем. Но разводиться? Никогда!» - смеялись они. Владимир Винокур с женой приехали на «Кинотавр» с твердым намерением посмотреть все фильмы, на которые смогут попасть. «Мне же в Москве в кино ходить некогда, - рассказал Винокур «АиФ».- Поэтому мы знаете, как теперь фильмы смотрим, чтобы совсем уж от жизни не отстать? В автобусе! Наберем с собой дисков в дорогу, включаем плеер и всем коллективом смотрим. Для меня, кстати, реакция моего ансамбля – лучший показатель качества. «Обитаемый остров», к примеру, они только до середины досмотрели. А вот «Стиляги» прошли на «Ура». А ведь зрители – молодые ребята, им по 20 лет, хотя, казалось бы, «Стиляги» должны быть близки и понятны скорее людям моего поколения».
У нынешнего «Кинотавра», к сожалению, есть и печальная нота. На этом, юбилейном фестивале, приз за честь и достоинство должны были вручать бессменному президенту фестиваля – Олегу Янковскому. Не успели… Но Олег Иванович все равно в этот вечер был с нами – в воспоминаниях друзей, в отрывках из лучших своих фильмах, в мелодии из «Того самого Мюнхгаузена», которая звучала в пустеющем зале. Как прощание. И как надежда на то, что актеры такого уровня не забываются.