В 1975-м году Сергей Соловьев привез с Берлинского кинофестиваля, где представлял в основном конкурсе картину «Сто дней после детства», Серебряного Медведя за лучшую режиссуру. Спустя тридцать пять лет он приветствовал лауреатов Берлинале-2010 в Ханты-Мансийске. Фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом», получивший в феврале три берлинских «серебра» (наградили Павла Костомарова и исполнителей главных ролей Сергея Пускепалиса и Григория Добрынина) был показан на закрытии возглавляемого Соловьевым международном фестивале кинематографических дебютов «Дух огня».
- Сергей Александрович, как вам свежеиспеченный лауреат Берлинале? Понравился?
- Это замечательная, во всех смыслах достойная работа, и я рад, что российское кино столь ярко выступило на одном из самых престижных мировых кинофестивалей, который, к тому же, долгое время не брал наши фильмы в основную программу. От души поздравляю ребят. Тем более, что Леша Попогребский в какой-то степени начинал с «Духа огня». Их с Борей Хлебниковым дебют «Коктебель» участвовал в нашем фестивале. Так что, как Президенту фестиваля, мне особо приятно поздравить Лешу с победой.
- Вы меня, признаюсь, удивляете. Разве не самое время сказать, что фильм получил на Западе призы только потому, что в нем очерняется светлый образ российского полярника? Вы ведь не только Президент «Духа огня», но и известный режиссер. Разве можно так искренне радоваться успехам молодого коллеги?
- Да, как-то я выпал из концепции. (Смеется). А если серьезно, то радоваться можно и нужно. Ведь у нас сейчас один из лучших кинематографов в мире. Я реально смотрю картины, в которых в мировом кинематографе я не видел. Например, картина Расторгуева «Дикий пляж». Она идет четыре с половиной часа и это абсолютно новое местоположение кино в интеллектуальном сознании мира. Это великая картина огромнейшего режиссера. Великая вещь, которая образовывает сознание. Или упомянутый уже Боря Хлебников - замечательный, просто первокласснейший режиссер. А «Эйфория» Вырыпаева, «Шультес» Бакура Бакурадзе – это же выдающиеся работы. И другие ребята – я на них смотрю, открыв рот. Я на них просто молюсь! Потому что им все время говорили – «стань свиньей, будешь молодец», «стань сволочью, будешь молодец», «считай бабки на уикенд, будешь молодец с бабками, что ты, урод, все о душе, о творчестве каком-то талдычишь». А они выстояли. Они отстояли честь и достоинство русского кинематографа. Это великое поколение. И нужно ему всячески помогать и его поддерживать.
- Но государство, судя по всему, не слишком в нем заинтересовано. Из почти пяти миллиардов бюджетных денег, выделенных на поддержку отечественного кино в этом году, лишь малая толика отдана авторскому кино. Остальные, похоже, намерены потратить на так называемое «патриотическое кино» - кстати, может, вы мне объясните, что это такое?
- А я и сам не понимаю. Для меня «патриотическое кино» - это то, о котором я выше говорил. Сделанное с болью, сердцем, современным киноязыком, талантливое, неравнодушное. И у нас есть такое – есть, как минимум, десяток режиссеров, которые могут не то, чтобы русскую новую волну сделать, но могут определить климат хорошего и дурного в мировом кино. Жаль, что это мало кого интересует.
- В том числе, к сожалению, и зрителя. По крайней мере, нас настойчиво пытаются в этом убедить. Хотя я – в том числе и здесь, в Ханты-Мансийске, наблюдаю противоположную картину. На показах залы битком, прием доброжелательный. А потом мы видим пресловутый бокс-офис. Цифры смешные. Что происходит?
- Это безграмотная работа со зрителем. Зритель, готовый смотреть подобное кино, есть. И его достаточно много. Но с ним надо уметь работать – организовывать клубный прокат, увеличивать срок проката, грамотно продвигать картину. Создавать специальные места, куда будет ходить именно такой зритель. Нам нужно построить систему поддержки национального кинематографа. Мы же пытаемся делить государственные деньги, думаем, кому же их, собственно, отдать. Но пока не будет нормально работающей системы, это все бесполезно. Прокатчики по-прежнему будут рассказывать нам, какое кино нужно зрителю, а какое он никогда не поймет.
- Что они говорили вам, когда вы обсуждали прокат «Анны Карениной» и «2Aсса2»?
- Что современный зритель не знает, кто такая Анна Каренина, ему сначала нужно рассказать, что это за женщина. Что же касается «2Ассы2» - тоже что-то про молодого зрителя. Что он не помнит первой «Ассы» и ничего не поймет.
- На «Духе огня» вы представили свою новую работу «Одноклассники» - о метаниях нынешних двадцатилетних. Она, как мне кажется, рассчитана как раз на того самого зрителя, за которого так переживают прокатчики.
- Все правильно. Во время работы я все время говорил: «Ребята, мы снимаем «слабо умное кино». Потому что мы должны найти общий язык со своим зрителем. Так нам говорят прокатчики. У нас снялись Костя Крюков, Аристарх Венеса из «Кадетов». В общем, те, кто близок нашему молодому зрителю. Сценарий мы написали вместе с моей студенткой Соней Карпуниной – она эту аудиторию знает не понаслышке, она одна из них. Собственно, именно Соня была виновницей всего этого безобразия. Она принесла мне на зачет сценарную заявку на десяти страничках. Заявка меня чем-то зацепила, и из нее получился фильм «Одноклассники». Родителей сыграли Андрей Руденский, Елена Дробышева и Алена Бондарчук. Для которой эта роль, к сожалению, стала последней. А на роль «самых взрослых» я позвал Даниэля Ольбрыхского и Мишу Ефремова. Прокатчики остались довольны. Десятого марта картина выходит в прокат.
- Я вас поздравляю, добились, наконец, своего. И напоследок не могу все-таки не спросить про «Ассу2». Почему эта, на мой взгляд, одна из самых интересных картин последнего времени, не участвовала ни в одном зарубежном фестивале? Мне кажется, она вполне могла бы украсить программу многих из них, в том числе, и самых престижных.
- А мы никому из отборщиков ее не показывали. Они не проявили интереса, а сам я никому не навязываюсь. Такова моя позиция, и я знаю, что она правильная. И в различных премиях я участвовать не рвусь. Потому что в свое время фильм Асса был выдвинут на «Нику» по одной номинации - «художник по костюмам», и даже ее не получил. И что? Фильм «Асса» живет тридцать лет, а те, кто получил тогда какие-то премии – мы даже не можем вспомнить названия этих картин.