Но «энтэвэшники» со всей прямотой, свойственной нашему современному ТВ, решили разрубить этот гордиев узел – Алла или Соня? У кого из них «золото», у кого - «серебро»?
Молва приписывает обеим звёздам первой величины почти олимпийское стремление занять первое место на эстрадном пьедестале. Хотя нет, пожалуй, ни одного свидетельства, что эти две женщины в открытую соревновались друг с другом. Чем они могли «меряться»? Умением брать высокие ноты? Количеством призов, привезённых с фестивалей и конкурсов? Количеством спетых хитов или проданных дисков? В нашей стране, где процветает интеллектуальное пиратство, измерять степень популярности артиста по количеству проданных альбомов, всё равно, что черпать воду дуршлагом – занятие бессмысленное и глупое. Все, даже самые новые песни, можно скачать в Интернете. Примадонна сама не раз становилась в этом смысле жертвой и признавалась мне, отвечая на вопрос о новом альбоме, что сегодня нет смысла его выпускать. «Спела я свежую песню на «Новой волне» в Юрмале, на следующий день, она уже в Интернете», - сокрушалась Пугачёва.
Рейтинги и хит-парады? Сравните их между собой, и будете сильно удивлены – они разняться меж собой, как два Остапа Бендера в исполнении Арчила Гомиашвили и Андрея Миронова.
На «Русском радио» крутят одних исполнителей, на радио «Алла» в «горячей ротации» совсем другие артисты. На Первом канале была попытка сделать свой хит-парад, но и она провалилась. Ибо среди претендентов на первое место оказывались в основном «свои», лояльные каналу звёзды. В опубликованном на днях журналом «7 дней» рейтинге «50 самых популярных отечественных исполнителей», составленном социологической компанией TNS Gallup Media на основе опросов населения, София Ротару замыкает десятку, а вот Аллы Пугачёвой нет вовсе. Как будто и нет такой певицы, которая, между прочим, весь прошлый год была главным ньюсмейкером в эстрадном мире со своим прощальным туром, пресс-конференцией, «битвой» за внука Денни и «Рождественскими встречами» на Украине.
Пугачёва за один только прошлый год дала столько информационных поводов, что многим артистам хватило бы на целую жизнь. Но на первом месте у «7 дней» - замечательная, но едва ли работающая вживую, группа «ВИА Гра» с, наверно, 20-м по счёту составом. «Серебро» в этом списке у певицы Алсу, которая уже несколько лет вообще не даёт сольных концертов. По каким критериям журнал оценивает звёзд, непонятно. Поэтому нет веры в объективность любого из подобных хит-парадов. Все они представляют собой «междусобойчики», основанные на отношениях исполнителей и «заказчиков» этих рейтингов.
Поэтому во время съёмок «Русских сенсаций» нам пришлось оценивать двух звёзд по объёму вкладов в, пусть и массовую, но всё же культуру. Обе певицы сыграли в схожих по сюжету советских фильмах – Алла Пугачёва – в ленте Александра Орлова «Женщина, которая поёт» (1978 г.), София Ротару в «Душе» Александра Стефановича. Последний, кстати, сам где-то признался, что пригласил Ротару на главную роль в фильме «Душа» потому, что к тому времени его брак с Пугачёвой был разорван. На месте Ротару должна была быть Пугачёва. Со стороны режиссёра это была своеобразная месть бывшей супруге. Несмотря на то, что оба фильма были невероятно популярны в своё время, главных героинь - Ротару и Пугачёву – дебют в кино отвернул от кинематографа. В кино они себе не понравились. Обжегшись, обе охладели к актёрской карьере.
Но Пугачёва продолжала себя реализовывать, как актриса и режиссёр, в «Рождественских встречах», благодаря которым, кстати, на эстрадном небосклоне зажглось много незнакомых доселе звёзд. Появилось даже условное деление на кланы, и попадание в «семью» Пугачёвой считалось важной и весомой ступенькой в музыкальной карьере. У Ротару такой площадки не было. Она всегда была певицей-одиночкой и ни к какому клану не примыкала.
Пугачёва всегда жила нараспашку, чаще рисковала и не всегда оставалась в выигрыше: например, записала несколько альбомов на английском языке, отметилась в качестве конкурсантки на «Евровидении». Ротару всегда осторожничала и даже личную жизнь прятала от посторонних глаз, в отличие от примадонны, у которой всегда эта часть жизни была бурной, насыщенной и очень публичной. Плюс это или минус – судить не берусь. Артистическая жизнь складывается по своим лекалам. Публичности в этой профессии много не бывает. Поэтому даже когда примадонна не даёт никаких информационных поводов, о ней всё равно пишет пресса.
До сегодняшнего дня Алла Пугачёва является «музой» и негласной хозяйкой международного конкурса «Новая волна» в Юрмале, куда Ротару приезжает в качестве гостьи. В конце концов, Пугачёва спела всего и столько, что о новых песнях может уже и не думать. Ротару, наоборот, сегодня так рьяно пополняет свой репертуар, будто подсознательно чувствует нехватку песен в своём багаже. Даже этот беглый смотр достижений свидетельствует о том, что сравнивать этих двух певиц бессмысленно. Они разные. Но поскольку НТВ поставил нас перед дилеммой, утверждаю, что Пугачёва всё-таки круче.