Какие плюсы и минусы есть у вступившего в силу закона об ОСАГО?
С 28 апреля 2017 года в России начинают действовать новые правила возмещения убытков по полисам обязательного автострахования, в рамках которых устанавливается приоритет натурального возмещения перед денежным. Согласно поправкам, возмещение по договорам ОСАГО, заключённым после 28 апреля, будет осуществляться в виде ремонта автомобиля.
Как это будет работать?
Теперь при продаже полиса ОСАГО или принятии заявления на выплату страховщик предложит клиенту список станций техобслуживания (СТО), с которыми имеет соглашение. В одной из них автовладелец сможет отремонтировать свою машину в случае ДТП.
При этом СТО должны соответствовать ряду требований, в частности, находиться в пределах 50 км от места происшествия или места проживания потерпевшего.
Срок ремонта автомобиля не должен превышать 30 рабочих дней, а за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5 % от суммы возмещения. Например, если ремонт машины стоит 100 тысяч рублей, а срок его выполнения увеличился на 10 дней, то владелец получит 5 тысяч. Однако общая сумма штрафа не может быть выше стоимости ремонта. Гарантийный срок на ремонт составит 6 месяцев, на кузовные и лакокрасочные работы — 12 месяцев.
— Замена на более новые детали
По мнению законотворцев, основное преимущество новых правил для автовладельцев будет заключаться в том, что при ремонте им не придётся доплачивать за износ, то есть за разницу в стоимости старых и новых деталей, эти затраты лягут на страховую компанию. Кроме того, в законе прописано, что если потребителя не устроили результаты ремонта, то он может обратиться с претензией к страховщику.
— Проблемы у владельцев новых машин
Ремонт автомобилей, находящихся на официальной гарантии, должен осуществляться только официальными дилерами либо сервисами, имеющими договор с автопроизводителем. Все машины по новому закону считаются гарантийными только в течение двух лет со дня их производства, а не со дня их продажи. Если ваша гарантийная машина окажется старше двух лет, её отправят на любой автосервис из списка страховой.
— Неопределённость и ожидание
По закону автовладелец имеет право предложить свою станцию, но её придётся согласовывать со страховой компанией, и, если её не окажется в общем списке, ремонт машины, возможно, придётся отложить на неопределённый срок.
«При заключении договора ОСАГО у страховщика может не оказаться договора с подходящей вам станцией, однако этим вопросом стоит поинтересоваться, допустим, через месяц или два. Возможно, компания включит удобную для потребителя станцию в свой реестр. Тогда можно будет внести соответствующие изменения в свой договор ОСАГО», — сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс в интервью ТАСС.
— Очереди и отсутствие сервисов
Кроме того, резкий переход от денежной формы возмещения к натуральной может вызвать ажиотаж на рынке и очереди в автомастерские. Но далеко не во всех регионах есть точки ремонта, отвечающие всем законодательным требованиям. Это значит, что будут продолжаться расчёты деньгами, как считают эксперты.
— Нехватка запчастей
Закон требует осуществлять ремонт с использованием только новых запчастей, а их в автосервисе может не оказаться. Соответственно, это может продлить сроки ремонта из-за необходимости их поставки.
— Подмена деталей
Кроме того, есть опасения, что не все детали будут «оригинальными». Ведь их производителя будет выбирать автосервис, а оплату производить страховщик. Первому нужно уложиться в бюджет ремонта, а второму — максимально сэкономить.
— Сохранение денежных выплат некоторым автовладельцам
Нет, новые правила определяют случаи, когда по полису ОСАГО деньги всё-таки могут выплатить. Выбрать деньги вместо «натуры» смогут юридические лица, иностранцы, инвалиды I и II групп, а также физические лица, владеющие грузовым транспортом. Речь идёт о ситуациях при которых ДТП привело к смерти потерпевшего или нанесло тяжкий вред его здоровью, о полном уничтожении автомобиля или случаях, когда стоимость ремонта окажется выше, чем страховое покрытие (400 тысяч рублей).
Согласно новой редакции пункта 15 и новому пункту 15.1 статьи 12 закона об ОСАГО, на ремонт безальтернативно будут направляться только легковые автомобили, находящиеся в собственности граждан и зарегистрированные на территории России.
Если договор ОСАГО был заключён до 28 апреля, автовладелец тоже может настаивать на денежной выплате или поехать в автосервис. Тут всё будет зависеть от решения пострадавшего.
— Разница в полисах
Нововведения, по мнению экспертов, могут привести к полному отказу страховщиков и от выплат, и от ремонта машины, которая пострадала в ДТП. Так как в законе не прописан механизм компенсации в ситуации, когда у участников аварии разные полисы ОСАГО (один куплен до 28 апреля другой — после).
Поскольку ни один законодательный акт этот вопрос не регулирует, для страховых компаний это может стать отличным предлогом вообще не возмещать никаких убытков в случае ДТП с машинами, застрахованными «по-старому» и «по-новому». Прямое возмещение убытков (ПВУ) сейчас действует для ДТП, где участвуют только два автомобиля, нет пострадавших и разногласий относительно того, кто виновник.
— Возможный отказ страховой от компенсации
Если ремонт будет стоить больше, чем покрывает страховая сумма (по состоянию на апрель 2017 года это 400 тысяч рублей), то разницу владельцу разбитого автомобиля придётся заплатить из собственного кармана. При условии, что страховая компания согласна на эти условия, о чём будет свидетельствовать письменное соглашение. Но если страховая не согласится или у владельца не будет желания вкладываться в ремонт, то выплачивается денежная компенсация.