Министерство транспорта России и госкорпорация «Ростех» разработают специальный сбор для проезда по региональным и межмуниципальным дорогам грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн. Соответствующее поручение, сообщают «Известия», исходит от вице-премьера Аркадия Дворковича. Когда запланированное нововведение вступит в силу, грузоперевозчики будут отчислять в бюджет порядка 300 миллиардов рублей в год, возмещая вред, причиняемый тяжеловесной техникой дорогам общего пользования.
По подсчётам «Росдормониторинга», грузоперевозчики ежегодно «разбивают» асфальт на 2,5 трлн рублей, так как 35% всех перевозок осуществляется с перегрузом. Изначально речь шла о введении сборов только за пользование федеральными трассами (тариф — 3,7 руб. за километр) — это должно было дать бюджету около 100 млрд рублей в год. Однако затем в Росавтодоре сочли, что водители «тяжеловесов» из экономии начнут пользоваться второстепенными дорогами, что выведет из строя региональную инфраструктуру. Таким образом, платными для грузовиков решили сделать все без исключения российские дороги.
Эксперты опасаются, что эта мера в условиях экономического кризиса может дать отрицательный эффект: привести к оттоку частных фирм из сферы легального бизнеса, что будет означать ослабление государственного контроля над грузоперевозками. Об этом АиФ.ru рассказала председатель Союза автоперевозчиков крупногабаритных тяжеловесных и опасных грузов (САКТОГ) Наталья Тимофеева: «В сфере грузоперевозок сейчас и так очень жёсткая конкуренция и большой простой транспорта, много частных перевозчиков (физических лиц), которые не платят налоги, как юридические лица. И будет ещё больший уход в “серые” схемы. У государства с контролем на грузовом транспорте и так сейчас большие проблемы, его практически нет».
Кроме того, по словам председателя САКТОГ, новый сбор скажется на товарных ценах, одной из главной составляющих которых является транспортная: «Однозначно данные меры приведут к удорожанию себестоимости конечного продукта. В периоды экономического кризиса, на мой взгляд, подобные меры вводить просто нельзя. Все и так еле выживают, а дополнительные поборы только усугубляют ситуацию», — подчеркнула Тимофеева.
Не исключено, что в будущем дороги станут платными и для 3,5-тонного транспорта — Минтранс и «Ростех» должны исследовать целесообразность такой меры. Это позволит ежегодно пополнять бюджет ещё на 400 миллиардов рублей (суммарно владельцы грузовиков будут выплачивать 800 миллиардов). Однако эксперты опасаются, что такая мера нанесёт серьёзный ущерб малому бизнесу и вызовет «феодальную раздробленность».
«В нашей стране, где до 70% всех перевозок осуществляются грузовым транспортом, введение такого сбора чревато не только уходом с рынка перевозчиков, работающих на грани рентабельности, но и настоящей "феодальной раздробленностью"», — убеждён автоэксперт и радиоведущий Сергей Асланян, — Только крупные фирмы, владеющие собственными транспортными цехами, вроде "Магнита", смогут позволить себе переход на малый транспорт. Это очень дорого: подумайте сами — сколько потребуется приобрести "Газелей", чтобы заменить один "КамАЗ"»?
Товарообмен внутри регионов, продолжил эксперт, станет невыгодным; цены на продукты в деревнях и удалённых посёлках могут оказаться выше, чем в городах. Ведь грузоперевозчикам придётся платить не только за путь к месту назначения, но и обратно — порожняком. То есть, поездка 100 км — это 740 рублей сверху. А таких рейсов частник, развозящий продукты по деревням, совершает по нескольку за неделю.
Напомним, что начать взимать плату за проезд 12-тонных машин по федеральным трассам должны были ещё в ноябре прошлого года. Однако к этому сроку не была готова система контроля, базирующаяся на данных ГЛОНАСС. Поэтому сроки сдвинули на год — на нынешний ноябрь.