Испытания автомобилей на сопротивление ударным нагрузкам проводятся уже более полувека. Выработан стандарт, справедливый для всех производителей. В технические регламенты вписаны требования по функционированию систем пассивной и активной безопасности. Однако жесткая регламентация сыграла с индустрией злую шутку. Разработчики в целях экономии закладывают в конструкцию кузовов ровно такой запас прочности, чтобы справляться только с прописанными в сертификационных документах краш-тестами. Как результат, малейший отход от шаблонов дает печальную картину.
Иллюзия безопасности
Обычно испытатели бьют автомобили по системе EuroNCAP с 40-процентным перекрытием при фронтальном краш-тесте. То есть площадь соприкосновения передка с препятствием составляет 40%. Подавляющее большинство автомобилей показывают 5-звездочные результаты. Бампера и капоты идеально складываются, а энергопоглащающие зоны сминаются, оставляя невредимым внутреннее пространство кабины. Но специалисты Страхового института безопасности на дорогах США (IIHS) задались вопросом, а что будет, если ударить машину не с 40-процентным перекрытием, а с 25-процентным. То есть сымитировать аварию, при которой автомобиль задевает препятствие лишь краем и сносит себе фару с крылом.
Оказалось, что такой распространенный случай ДТП оборачивается крушением кузова. Удар приходится мимо лонжерона, проскальзывает через арку колеса и бьет в стойку крыши, выдавливая ее в кабину.
Еще худший результат показывают автомобили, если краш-тест проводится со стороны переднего пассажира. При обычной методике испытаний EuroNCAP это место оказывается самым безопасным в салоне. Передний пассажир при столкновении падает на широкие подушки безопасности. Таблицы результатов EuroNCAP утверждают, что при скорости в 64 км/ч человек спереди отделается лишь ушибами, да небольшими ожогами от горячих газов подушек.
Однако если сместить удар к правому краю, то последствия будут противоположные. На видеороликах краш-тестов IIHS видно, как правая стойка влетает в салон, ломая ноги манекену, а тот соскальзывает с подушек, которые должны его защищать.
Правая сторона
Многие производители в целях экономии дорогих легированных сталей оставляют правую сторону кузова менее прочной. Ведь в регламентированных испытаниях она не участвует. Очень нагляден прошлогодний результат краш-теста IIHS с малым перекрытием кроссовера Toyota RAV4. Водительская сторона заработала наивысшую оценку «хорошо», а вот пассажирская наихудшую — «плохо». Стойка и порог вмялись внутрь салона на 40 см.
В прошлом году в «пассажирских» краш-тестах IIHS приняли участие 7 автомобилей. Результаты оценивались по 4-бальной шкале: «хорошо», «приемлемо», «незначительно» и «плохо».
Hyundai Tucson получил наивысшую оценку «хорошо». Buick Encore, Honda CR-V и Mazda СX-5 заработали «приемлемо», Nissan Rogue и Subaru Forester — «незначительно», а вот кроссовер Toyota RAV4 провалился. У него только «плохо».
В этом году пассажирские испытания прошли 13 моделей: Ford Fusion, Honda Accord, Lincoln MKZ, Subaru Legacy 2018, Subaru Outback 2018, Hyundai Sonata, Mazda 6, Nissan Altima, Nissan Maxima, Toyota Camry 2018, Volkswagen Jetta, Volkswagen Passat, Chevrolet Malibu. Худшие результаты показали самые популярные и распространенные автомобили Volkswagen Jetta (приемлемо), Volkswagen Passat (незначительно), Chevrolet Malibu (незначительно). Остальные разбились на «хорошо».
Где лучше не ездить
Результаты новых исследований показали: место переднего пассажира можно считать самым опасным, так как водители в большинстве случаев при экстренной ситуации рефлекторно выкручивают руль влево, защищая себя. Таким образом удар приходится именно в правое крыло. Это же место опасно и из-за невнятных правил EuroNCAP. Согласно статистике института IIHS, на фронтальные удары с малым перекрытием приходится 25% смертей в ДТП.
Производители признают данные исследований IIHS и не отрицают наличия слабых мест в современных автомобилях. А значит, стоит надеяться на исправление допущенных просчетов года через три с выходом обновленных версий автомобилей.
Пока же самым безопасным считается место водителя, а для пассажиров — место в центре заднего дивана. Если человек хорошо пристегнут, то при фронтальном столкновении его голова не бьется о передние спинки, а при боковых ударах не страдает при столкновении со стойками. А вот боковые задние места не столь безопасны, как кажется. Левая часть машины обычно страдает при выездах на перекресток на красный свет, а правая пассажирская VIP-сторона принимает встречные удары при поворотах налево.