С усилением санкционного давления и дефицитом автомобилей многие задаются вопросом, а можно ли сейчас пригнать подходящее транспортное средство из-за рубежа. Ведь ближайшие страны, такие как Белоруссия и Казахстан, являются членами Таможенного союза, в которых очень похожие правила таможенного оформления иностранных автомобилей. Как утверждается, любой растаможенный там автомобиль не нуждается в повторной легализации на территории России. Так ли это на самом деле и можно ли пригнать машину из стран СНГ?
Какие машины возят из Казахстана?
Многие представительства зарубежных автомобилестроительных компаний рассматривают пространство Таможенного союза как единый рынок. Штаб-квартиры этих компаний, как правило, находятся в Москве и ведут работу не только в России, но и на территории СНГ, включая Белоруссию с Казахстаном.
В эти же страны поставлялись и автомобили, которые производились в России на предприятиях популярных брендов. Поэтому искать в Казахстане или в Белоруссии Hyundai Solaris или Volkswagen Polo по той же цене, что была зимой, и в аналогичных комплектациях бессмысленно. Если конвейер приостановлен на российских заводах, то в соседние страны эти модели тоже не попадают. Другое дело премиальные автомобили или модели иных марок, которые не собирались на отечественных заводах. Это могут быть Mercedes, BMW, Audi или прочие машины, которые могли ввозиться серыми дилерами.
Белоруссия в этом плане менее интересна, чем Казахстан, потому как тоже находится под санкциями, чего не скажешь о Казахстане. Значительные потоки серого импорта в Казахстан идут из Арабских Эмиратов. Это европейские и американские марки. В Казахстане можно официально купить недоступные у нас Chevrolet Malibu, Tahoe, Tracker, Trailblazer, Traverse.
Кроме того, в Казахстане есть несколько заводов, занимающихся сборкой ряда глобальных моделей мировых производителей. Костанайский завод «СарыаркаАвтоПром» выпускает машины марок Chevrolet, Lada, Kia, Renault, JAC и УАЗ. В Алматы выпускают Hyundai, легковые и коммерческие. Там налажено отверточное производство KIA Cerato, Optima, Picanto, Rio, Sorento, Soul, Sportage, K900. Hyundai изготавливает модели Accent, Creta, Elantra, Santa Fe, Sonata, Tucson. Skoda импортирует Kodiaq, Octavia, Superb и другие автомобили. Китайский JAC изготавливает IEV7S, J7, S3, S5, S7, T6. Правда все они сертифицированы для внутреннего рынка Казахстана и имеют соответсвующие документы. Даже популярный у нас Hyundai Solaris имеет в ближайшем зарубежье имя Accent.
Желающие купить автомобиль в Казахстане обычно легко находят подходящую модель на свой вкус и кошелек, однако ввезти ее не так просто, как думается.
Сертификация и блок ГЛОНАСС
При вступлении в Всемирную торговую организацию и в единый таможенный союз правительства стран-участников всегда стараются обезопасить себя от опасности бесконтрольного импорта. Поэтому в прошлые годы правительство предприняло жесткие меры, чтобы не дать заполонить отечественный рынок дешевым импортом из арабских стран через Казахстан.
Если гражданин отправляется за автомобилем в страны таможенного союза, то приобретенное там транспортное средство должно иметь экологический класс не ниже Евро 5. Если это условие не соблюдено, то поставить машину на учет в российском ГИБДД невозможно.
Кроме того, при покупке нового автомобиля у официальных дилеров нужно быть готовым к тому, что при ввозе автомобиля на территорию России он может потерять гарантию производителя, потому как должен эксплуатироваться в том регионе, для которого сертифицирован. Но это не единственная проблема.
Правительство ввело требования по сертификации всех ввезенных автомобилей, которые не получали еще разрешения для продажи в России. Также закреплено требование по обязательной установке на все ввезенные транспортные средства блоков экстренного оповещения об авариях ЭРА-ГЛОНАСС. Прибор монтируется в специальной лицензированной лаборатории.
Поэтому при выборе автомобиля в Казахстане нужно быть готовым к сложным процедурам оформления.
За документами, разрешающими эксплуатацию машины на территории России, необходимо обратиться в специализированную лабораторию, имеющую лицензию для проведения испытаний. По итогам проверки оформляется так называемый СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). Этот документ нужен для получения Паспорта транспортного средства (ПТС).
Как зарегистрировать машину в ГИБДД
Чтобы получить российский ПТС, потребуется собрать ряд документов, а также предоставить автомобиль на экспертизу в отделение ГИБДД. Для этого в Казахстане автомобиль должен быть снят с учета и на него должны быть установлены транзитные номера. При въезде в Россию потребуется:
– оплатить утилизационный сбор;
– предъявить документы о покупке, такие как договор купли-продажи, паспорт транспортного средства, снятого с учета в Казахстане, паспорт физического лица покупателя;
– перед визитом в ГИБДД успеть оформить СБКТС;
– установить систему ЭРА-ГЛОНАСС;
– получить электронный паспорт транспортного средства ЭПТС.
При этом важно, чтобы VIN-номер привезенной машины значился на сайте Федеральной таможенной службы (ФТС). Эти данные заносятся в систему при растаможке в Казахстане. В противном случае потребуется отправлять запрос с Казахстан через систему электронных паспортов.
Причем все эти процедуры необходимо сделать до истечения срока действия транзитных номеров, определенного в три недели.
В общем, если желание приобрести автомобиль еще есть и покупателя не страшат трудности с оформлением документов, то можно пригнать автомобиль из стран Таможенного союза. Главное преимущество такого шага это гораздо больший выбор, чем в России.