Могут ли теперь потребовать за царапину в ДТП 1,5 миллиона рублей?
В России набирает обороты новая практика взыскания ущерба с виновников аварий. Помимо обычных трат на ремонт поврежденного автомобиля, суды начинают присуждать компенсации за так называемую утрату товарной стоимости (УТС) транспортного средства. Причем эта сумма может в несколько раз превышать цену ремонта. Подают иски в суды профессиональные юристы, нацеленные на максимальное увеличение суммы выплат. Новая практика взыскания средств не на шутку тревожит страховщиков. О том, что такое УТС и чем это грозит простым автомобилистам, рассказывает заместитель начальника Управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов.
Что такое утрата товарной стоимости и как она отражается на оценке ущерба при аварии?
Если исходить из определения, которое дано в постановлениях Пленума Верховного суда РФ, то УТС — это уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие ДТП и последующего ремонта.
Действительно, автовладелец, продавая свой автомобиль после ДТП и ремонта, получает, как правило, меньшую сумму, чем если бы этого ДТП не было. И в этой ситуации имеет место реальный ущерб, подлежащий возмещению.
Что такое коэффициент УТС? Как он будет рассчитываться?
Никакого коэффициента нет, рассчитывается конкретная сумма, которая и выплачивается. Даже если было возмещение в форме ремонта, который был выполнен идеально, т. е. машина стала как новая, страховщик может получить требование о возмещении УТС, и отклонить его нет никаких законных оснований.
Сейчас расчет проводится по методическим рекомендациям, которые разработал и опубликовал Федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России (документ в Минюсте не зарегистрирован, нормативным правовым актом не является). При расчете, который обязан проводить специалист, применяются различные коэффициенты в зависимости от того, какая именно деталь ремонтировалась и каковы трудозатраты на этот ремонт.
В каких случаях УТС не рассчитывается и нельзя подать иск к виновнику аварии?
Мелкие повреждения не требуют расчета УТС. Среди них, например, незначительные сколы, не нарушающие защитных функций ЛКП, одиночное эксплуатационное повреждение оперения кузова (кабины) в виде простой деформации, не требующее окраски и площадью не более 0,25 дм2. Также УТС не рассчитывается, если были повреждения, которые приводят к замене отдельных составных частей, которые не нуждаются в окрашивании и не ухудшают внешний вид транспортного средства (стекло, фары, бамперы неокрашиваемые, пневматические шины, колесные диски, внешняя и внутренняя фурнитура и т. д.). Но если кроме этой «мелочи» повреждены составные части кузова, рамы, капот, двери, крышка багажника, то расчет величины УТС должен производиться.
Как быть, если требования по УТС удовлетворены страховой, а собственник даже не хотел продавать автомобиль, то есть он не понес никакого ущерба?
Страховщики много раз задавали вопрос о том, как определить УТС, если собственник не продает и не собирается продавать свою побитую и отремонтированную машину, но...
Рассчитывается ли УТС для старых машин?
Сейчас методика ФЦСЭ предусматривает, что УТС не рассчитывается, если срок эксплуатации легковых автомобилей превышает 5 лет или 2,5 года при интенсивной эксплуатации, 3 года — по грузовым ТС, 1 год — по автобусам при интенсивной эксплуатации (3 года для прочих). В возмещении УТС будет также отказано, если автомобиль ранее подвергался восстановительному ремонту, в том числе окраске кузова (а также наружной, частичной, «пятном с переходом»), или имел коррозионные повреждения кузова или кабины на момент ДТП.
Покрывается ли УТС страховкой ОСАГО?
Да, но в рамках отведенных законом сумм. В случае проведения расчета УТС автомобиля, если ответственность виновника застрахована по ОСАГО, УТС выплачивает страховщик. Это не предусмотрено законом об ОСАГО, но Верховный суд РФ отнес УТС к реальному ущербу и указал на необходимость возмещения УТС в рамках ОСАГО. Как правило, судебная практика такова, что иск к страховщику о возмещении УТС всегда решается в пользу потерпевшего, поэтому зачастую страховщик выплачивает и без суда, чтобы, по крайней мере, сэкономить на судебных издержках. За 2018 год выплачено более 450 млн руб. по возмещению УТС.
В каком случае водителю придется платить самостоятельно?
Если УТС выходит за рамки отведенных законом выплат по ОСАГО, то платить придется уже самому автовладельцу через суд. То же самое грозит тем водителям, которые ездят без ОСАГО. Всем памятен случай, когда автовладельцу, поцарапавшему трамвай, насчитали УТС в размере 1,5 млн руб. Иск был предъявлен причинителю вреда, поскольку у него не было полиса ОСАГО.
Однако эта сумма тоже вызывает вопросы. Расчет УТС в этом конкретном случае несостоятелен, поскольку методика ФЦСЭ не содержит правил расчета УТС для трамваев и не может применяться.