10631

Плати — или заплатишь больше: Верховный суд приструнил страховщиков

Пленум Верховного суда России утвердил постановление, разъясняющее спорные моменты в новой редакции закона об «автогражданке», вступившей в силу осенью прошлого года. Это постановление должно перекрыть лазейки, которые недобросовестные страховые компании использовали для ухода или затягивания выплат по ОСАГО. Теперь страховщиков, которые любят потянуть резину и посудиться со своими клиентами, ожидают крупные штрафы: до 50% от общей суммы компенсации, плюс по 1% за каждый день проволочки.

Об этом АиФ.ru рассказал глава «Главстрахконтроля» юрист Николай Тюрников: «Прежде всего, хочу отметить, что Верховный суд пошёл по другому пути, чем обычно. Как правило, сначала путём проб и ошибок накапливается правоприменительная практика, а потом на её основе Верховным судом даются разъяснения судам младших инстанций. То есть поначалу неизбежны ошибочные судебные решения из-за разных трактовок — и хорошо, что в этот раз решили не экспериментировать над гражданами, а сразу дали нужные пояснения. Надо сказать, они сбалансировали позиции сторон, то есть страховых компаний и их клиентов».

В этих пояснениях, продолжил юрист, важными для автовладельцев являются четыре пункта. Во-первых, за каждый день просрочки выплат страховая компания должна доплачивать 1% от общей суммы. То есть, если на 100 дней задержали выплаты — заплатят вдвое больше. Во-вторых, потребительский штраф, размер которого составляет 50% от общей суммы компенсации, будет взыскиваться судом автоматически, без заявления со стороны потерпевшего. В третьих, разъяснено, что именно является «добровольной выплатой», которая аннулирует потребительский штраф. Ранее, если страховая компания отказывалась платить, клиент шёл в суд, назначал независимую экспертизу, а перед последним заседанием, понимая, что дело проиграно, страховщики ему платили. И это считалось добровольной выплатой. Теперь, если клиент вынужден идти в суд, выплата уже не может считаться добровольной.

«Наконец, страховая компания должна компенсировать утрату товарной стоимости (УТФ). Для машин в возрасте до 5 лет и с пробегом менее 100 тысяч километров УТФ является реальным ущербом — эта та сумма, которая представляет разницу между стоимостью автомобиля и такого же, восстановленного после аварии, но за вычетом амортизационных издержек. Иначе говоря, кроме оплаты самого ремонта, страховая компания по ОСАГО должна заплатить за ухудшение внешнего вида и технических характеристик автомобиля вследствие ДТП», — подытожил Николай Тюрников.

Другим важным моментом стало разъяснение, что именно является доказательством ущерба (достаточным для получения выплаты) в том случае, если авария была оформлена без участия ГИБДД. Верховный суд постановил, что потерпевший вправе зафиксировать повреждения при помощи фото или видеозаписи, а также использовать данные ГЛОНАСС (или оборудования, использующего ГЛОНАСС, совместно с другими системами позиционирования). При этом Верховный суд отметил, что невыполнение этих требований не является основанием для отказа в выплате. Однако размер возмещения в таком случае не должен превышать предельный размер выплаты в рамках упрощённого оформления ДТП (так называемого «Европротокола») — для Москвы и Санкт-Петербурга эта сумма составляет 400 тысяч рублей.

Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество