Центробанк идёт на уступки. Во имя «улучшения услуг» осенью тарифы поднимутся на 20%, ну а к 2020-2022 гг. автогражданка будет либерализована, и государство не станет вмешиваться в тарифную политику страховщиков.
В начале года было объявлено, что тарифы ОСАГО изменятся радикально. Планировалось, что с 31 августа их коридор расширится на 20% (с нынешних 3432-4118 руб. до 2746-4942 руб.), что неминуемо приведёт к росту средней стоимости полиса с 5,8 до 7 тыс. Причём сократится и количество регионов с минимальной ставкой. Правда, столь непопулярное решение отложили до осени «по техническим причинам». К этому времени Центробанк планирует опубликовать примерно 50 категорий и коэффициентов, влияющих на стоимость полиса. А это позволит страховщикам ещё больше завышать стоимость ОСАГО для водителей в индивидуальном порядке.
«Токсичные» регионы
Этим решениям предшествовала схватка страховщиков с ЦБ и правительством. В 2016 г. страховые компании были шокированы тем, что с ростом стоимости автомобилей приходится увеличивать выплаты на ремонт. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), тогда доля выплат превысила 80% от общего числа сборов, в то время как за прошлые годы было не более 60%.
Регионы с самыми крупными выплатами объявили «токсичными». В их число попали Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Волгоградская, Липецкая, Ярославская области, Адыгея, Ингушетия, Приморье, Краснодарский край и др. Страховщики постарались уменьшить выплаты до 60%. А это возможно при повышении тарифов и уходе из «токсичных» областей. Страховщики заметно сократили продажи полисов и закрывали «убыточные» региональные офисы, оправдываясь запуском системы «электронных полисов». Людям предлагалось оформить ОСАГО по Интернету. Однако только что запущенный сервис «е-Гарант» часто «подвисал». Даже в онлайн-сфере наблюдался отказ в оформлении полисов для представителей «токсичных» регионов, маскируемый под обидные технические неполадки. В итоге люди направлялись за полисом в другие города. Прошлым летом очереди растягивались на 2-3 дня. Вмешательство ФАС помогло поправить ситуацию. Однако дефицит полисов ОСАГО не исчез. Неудивительно, что расплодилось огромное количество фальшивок. К концу 2017 г. в России без полиса ездило около 6 млн машин. Одни водители из принципа игнорируют ОСАГО, другие покупают «розовые листы» у мошенников, третьи просто не хотят стоять в очередях.
За качество плати сам
Страховщики требуют ещё больше повысить тарифы, а несогласных будут отлавливать на дорогах с помощью камер. В РСА заявили о полной готовности видеосистем, однако споры идут о том, сколько раз штрафовать за отсутствие полиса. Страховщики предлагают выписывать штрафы с каждой камеры, как только машина без ОСАГО попадётся им в объективы. При этом штраф могут увеличить с 800 до 5 тыс. руб. В МВД и правительстве резонно замечают, что регулярно наказывать за одно и то же нарушение противозаконно.
Но даже при наличии «розового листка» проблемы у автовладельцев не исчезают. Ад начинается уже при оформлении аварии.
В самый разгар страховой войны ГИБДД перестала выдавать справки о ДТП. Инспектора предлагают самим заполнять европротокол. Для этого требуется недюжинная юридическая подготовка. Тем более что страховые компании не принимают бланки с помарками. На их официальных сайтах прямо утверждается, что оформленный не по стандарту европротокол служит причиной отказа в выплате страховки.
Дальше - больше. Владельцу побитого автомобиля придётся пройти через новый круг ада. Машину попросят пригнать для оценки повреждений. Причём обязательно в какую-нибудь глушь. Затем потребуется отстоять многочасовую очередь, чтобы получить направление в аккредитованную мастерскую. Прикормленные оценщики часто указывают в актах несуществующие цены на ремонт - так выплаты занижаются. Многие мастерские из-за этого избегают сотрудничать с ОСАГО, чтобы отремонтировать автомобиль качественно, приходится доплачивать из своего кармана.
Война в судах
Эти откровенные очковтирательства породили ответную реакцию. Появились автомобилисты, которые обращаются в суд с требованием полностью покрыть расходы на ремонт. Спрос рождает предложения: на рынке полно юридических контор, способных в судах выигрывать у страховых компаний. В итоге в первом квартале 2018 г. страховщики выплатили по решениям судов 11% от общей суммы убытков.
Шокирующей оказалась и вскрывшаяся практика страховщиков компенсировать расходы за счёт… пешеходов! К примеру, пенсионерка переходит дорогу за 20 м от «зебры», а навстречу ей летит лихач, который в последний момент бьёт по тормозам и таранит припаркованные рядом машины. Наряд ГИБДД оформляет обоюдную вину на пешехода и на лихача. В итоге страховая выплачивает пострадавшим деньги на ремонт и подаёт в суд на пенсионерку, чтобы компенсировать свои расходы. Так как не у всех старушек такие же обширные юридические связи, как у крупных страховщиков, то суд вешает на них до 400 тыс. руб. ущерба. Причём, по данным правления Ассоциации юристов России, страховщики домогаются денег даже у пострадавших в ДТП пешеходов, лежащих в больницах! А в качестве оправданий слышатся старые рассказы о 102% и даже о 110% убыточности ОСАГО.
Смотря как считать
Немногие знают, что в страховании термин «убыток» определяет выплаты по страховым случаям. То есть это не отсутствие дохода, как в бизнесе, а уход средств из общей кассы. К примеру, если страховая компания собрала 100 млн руб. с клиентов по ОСАГО и выплатила 1 тыс. руб. за одну царапину, в её отчётности будет указан убыток в эту тысячу. И именно о таких убытках кричат лоббисты, чтобы вновь поднять вопрос о повышении тарифов.
По официальной статистике РСА, в январе - июне 2018 г. полисов ОСАГО было продано на 109,08 млрд руб. А сумма выплат по страховым случаям составила 68,1 млрд руб., то есть примерно 74% собранных средств. Такой показатель почему-то называется катастрофическим. Но даже он, по данным ФАС, считается сверхприбыльным. В пункте 1 ст. 8 закона об ОСАГО указывается, что страховщики должны выплачивать не менее 80% собранных средств. Оставшиеся 20% законодательно разрешено направлять на обеспечение работоспособности компаний. Получается, виноваты в убыточности автогражданки не тарифы, не «токсичные» регионы и не водители, а привыкшие к сверхприбылям страховщики.
К слову, экономика страны усилиями президента и правительства переводится из состояния быстрого извлечения сверхприбылей в режим долгосрочного роста. По данным агентства «Автостат», автомобильный рынок уже перестроил модель бизнеса и неплохо работает за 2-3% прибыльности в год. Почему автостраховщикам дозволено держаться вредных для экономики моделей бизнеса, граничащих с грабежом населения, пока непонятно.
Грозит ли водителям новый штраф за отсутствие техосмотра?
Могут ли камеры проверить наличие полиса ОСАГО?
Как камеры будут фиксировать езду без полиса ОСАГО?
Нужен ли полис ОСАГО, если есть КАСКО?