Примерное время чтения: 5 минут
8770

Из армии на гражданку. Автомобили с военным прошлым

Бронеавтомобиль «Тигр».
Бронеавтомобиль «Тигр». / Фото: Torin / wikipedia.org

Случаев, когда исключительно военные машины отправлялись на «гражданку», история знает на самом деле мало. Многие заблуждаются, думая, что, например, легендарный немецкий «Гелендваген», британский Land Rover Defender или советский УАЗ пришли к нам из армии. Это не так. Да, они состоят на военной службе в разных странах, но с самого начала производства брутальные внедорожники задумывались в том числе как автомобили для повседневного использования. Утилитарные «Буханки» и «Козлики» тоже сразу выпускали в нескольких вариантах.

Самый яркий пример автомобильной «демобилизации» — это целая марка Jeep. Компании Willys и Ford по заказу американской армии в 1941 году создали первые версии автомобиля: Jeep Willys MA и MB. Во время Второй мировой войны джип сразу приглянулся не только американцам, но и союзникам. В СССР по ленд-лизу поставили больше 50 тысяч штук. У нас ему нашли применение в качестве командирского автомобиля и тягача для пушек. Весил «Виллис» чуть больше тонны, имел хорошую геометрическую проходимость и легко форсировал неглубокие реки. После войны в США подумали, что негоже пропадать отличным технологиям, и выпустили гражданскую версию автомобиля. Он даже так и называется — Civilian Jeep, то есть «гражданский джип». Кроме косметических внешних доработок, эта версия ничем не отличалась от армейской. CJ, конечно, уже давно не производят. Большинство из современных моделей Jeep связывает с предком только название. Прямым потомком знаменитого военного автомобиля можно назвать нынешний Wrangler.

Jeep Willys MA.
Jeep Willys MA. Фото: wikipedia.org

Автомобильная история подтверждает, что американцы не стесняются зарабатывать деньги на удачных военных разработках. Ещё одна коммерчески успешная армейская машина — Hummer. В 1979 году Пентагону понадобился универсальный внедорожник. Конкурс выиграла компания AM General и стала поставлять в армию HMMWV — «высокоподвижное многоцелевое колёсное транспортное средство». Аппарат получился настоящим вездеходом. Мог преодолеть 76-сантиметровый брод, уверенно гнать в песках и ехать по колее танка благодаря широкой оси. Долгое время «Хамви», как ласково прозвали внедорожник солдаты, нельзя было купить. Только в 1992 году появилась общедоступная версия Hummer H1, которая технически ничем не отличалась от военного аналога. С 2009 года, к сожалению, «Хаммеры» больше не делают. Американской армии нужна более современная техника и более прочная. Своей бронёй HMMWV никогда не славился.

HMMWV
HMMWV. Фото: wikipedia.org/ Micha Niskin - Flickr

Свои примеры гражданского применения военной техники есть и в отечественной истории. В советское время переквалифицировался под нужды простого народа ЛуАЗ. А началось всё в 1950-е годы. Армии потребовался автомобиль-амфибия, на котором можно было бы подвозить боеприпасы по воде и эвакуировать раненных. Так появился маленький ЛуАЗ-967 с 30-сильным мотором объёмом меньше литра от «Запорожца». Плыл агрегат за счёт вращения колёс, при этом винтов в конструкции даже не было предусмотрено. На воде он развивал скорость до 3 км/ч, радиус разворота практически такой же, как на суше. Позднее появилась сухопутная версия автомобиля ЛуАЗ-969 для сельских нужд, которая выпускалась в украинском Луцке аж до 2001 года. В российских городах «Луазик» уже практически не встретишь, но в деревнях и сёлах их ещё хватает.

Фото: wikipedia.org/ Cobra216cc

Есть в России более современный пример подобной трансформации. Бронеавтомобиль «Тигр» вообще-то создавался в начале 2000-х годов даже не для внутреннего потребления, а по арабскому заказу для структур короля Иордании. Заказ в итоге сорвался, но наши «газовские» конструкторы не очень-то и переживали. Внедорожник получился настолько удачным, что им активно заинтересовались и в Минобороны, и в МВД. Сегодня есть несколько модификаций с разными классами защиты и для разных целей. Даже кабриолет для участия в парадах. Гражданская версия особой популярностью не пользуется. Собирают её практически поштучно по заказу. Среди владельцев были, например, Никита Михалков, Владимир Шанцев и Владимир Жириновский. Даже небронированным гигантом массой больше трёх тонн управлять на дорогах общего пользования очень тяжело, хотя он способен ехать за «сотню». Минимальный уровень комфорта в гражданском «Тигре» всё-таки присутствует — в оснащение люксовой комплектации входит кондиционер с магнитолой.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах