На создание Mini английских конструкторов вдохновил президент Египта Гамаль Абдель Насер. Национализировав в 1956 г. Суэцкий канал, он спровоцировал войну на Ближнем Востоке, которая резко ограничила поставки нефтепродуктов в Великобританию. Дефицит топлива тут же привел к увеличению спроса на микролитражки. Руководство концерна British Motor Corporation поручило разработку такой машины Алексу Иссигонису. Задача была сформулирована предельно жестко: сконструировать 4-х местную машину длинной не более 3 .м., а ширина и высота не должны превышать 1.2 м. Иссигонису удалось уложиться в эти рамки, применив революционную для того времени схему: машина получила передний привод, поперечное расположение силового агрегата, объединившего в одном картере двигатель и коробку передач. Первый прототип увидел свет в 1957 году, а продажи стартовали в 1959.
Со временем машина превратилась в легенду. В 1971 году было выпущено 318 тыс. Mini, что сделало его самым продаваемым английским авто.
Серийное производство Mini продолжалось до 2000 года, когда с конвейера сошел последний автомобиль с серийным номером 5387862. Параллельно разрабатывался новый автомобиль. В 1997 году на автосалоне во Франкфурте публике был представлен концеп, разработанный под эгидой специалистов из BMW. И в 2001 году началась новая эпоха Mini. Уже в 2002 году машина заметно обновилась. А потом появился универсал – Mini Cooper Clubman.
Если классический Mini был компактен по необходимости, и это отражалось на его цене, то Mini современности это скорее игрушки. Милые, дарящие радость водителю и окружающим и… Недешевые.
Построить игрушечный универсал, затея любопытная. Конструкторам удалось практически невозможное: Clubman действительно стал более универсальной машиной, чем его прототип. Сказалась увеличенная на 8 см колесная база. Причем все они достались задним пассажирам, теперь у них есть шанс… Не провести поездку с комфортом – если в переди сидит рослый водитель, задние пассажиры все равно будут подпирать спинку кресла коленями. Но шанс поместиться у них есть. И попадать на задний диван стало удобнее. Пусть и не так сильно, но эстетика открывающейся против хода двери на правом борту принесена в жертву функционалу. И это нормально. Ведь главное в Mini – не стиль, не дизайн, а дух и настроение. Когда ваши пассажиры распахивают эту нелепую створку, их реакция однозначна: «Ух ты!». И уже не так важно, что она узковата, а ремень безопасности тянется за створкой и нужно через него перепрыгивать. Это то же часть аттракциона под названием Mini. Зато потом к их услугам настраиваемая по цвету фоновая подсветка салона. Пять цветов, которые можно переключить в любой момент, в зависимости от настроения.
Багажное отделение Clubman прибавило в объеме 100 л. Не так много в абсолютных цифрах, но по сравнению с тем что было, это почти треть разницы! А ведь общая длина машины выросла всего на 24 мм. Основной прирост достигнут за счет вертикального расположения панели задка. Но это… Правильно, не важно. Когда распахиваешь воротца багажника не задумываешься о его объеме. Не успеваешь. Просто прикольно.
Несмотря на компактные размеры (дина всего 3937 мм, ширина – 1683) внешне машина смотрится очень серьезно. Да маленький, да несерьезный, но в тоже время очень настоящий автомобиль. Точность и выверенность форм кузова, ощущение настоящей вещи, когда берешься за дверные ручки… Как конструкторам и дизайнерам удалось построить такую серьезную, и в тоже время, такую позитивно игрушечную вещь – загадка. Но ведь получилось. Правда это сказалось на цене: побывавший на тесте Clubman стоит более 900 тыс. руб.
Поиграем? На тестовой машине установлен не самый мощный мотор, всего 120 л. с. И «автомат». Но силовой агрегат демонстрирует отличные отклики на газ. Даже в обычном режиме работы коробки машина адекватно идет за педалью. Если включить «Sport», о работе коробки вообще перестаешь задумываться. Просто всегда включена нужная передача. А продуманная кривая крутящего момента позволяет водителю точно дозировать тягу в переделах выбранной ступени. Расположенные на руле лепестки ручного управления коробкой, на поверку, оказываются ненужными. Электроника двигателя и коробки работает так, что трогать их нет нужды.
Шасси машины не претендует на оригинальность Передняя подвеска типа MacFerson, сзади многорычажная конструкция. Но влияние BMW заметно и здесь. Настройки подвески корректируют в зависимости от конкретной версии машины, учитывается даже набор дополнительного оборудования. Разумеется, это не осталось незамеченным. Машина прекрасно «идет за рулем». «Огоньку» добавляет и незначительная избыточная поворачиваемость. Разумеется, 75 кг, а именно на столько Clubman тяжелее простого Mini, не остались незамеченными. В сочетании с удлиненной колесной базой они сделали машину спокойнее. И это скорее плюс. Ведь короткобазные машины известны своей нервозностью на дороге. Да, ехать весело, но иногда хочется не играть в машинки, а просто добраться из пункта А в пунтк В. С такой задачей Clubman справляется лучше. Чуть меньше экстремизма, чуть больше человечности.