«Победа», первый послевоенный автомобиль, воплотила в себе надёжность и мощь боевой машины. Про неё часто говорили: «Ещё не машина, но уже и не танк». С этим утверждением категорически не согласны любители ретро, которые знают, что эти авто дадут фору даже современным.
«Старше моего отца, а бегает быстрее»
Профессиональный водитель из Оренбурга Виталий Кудрин два года назад решил привести в порядок старенький раритет, выпущенный на Горьковском заводе в 1961 году. Его машину, ГАЗ М-21, в народе поначалу называли «Победа II», но позже она стала самостоятельной маркой. Машина до сих пор на ходу.
«Я постарался оставить всё родное. Проводку, конечно, поменяли, кузов подтянули, неделю красили — хотели добиться цветового перехода. Автомобиль теперь в хорошем состоянии, на днище всего 3 заплатки! Эта машина на два года старше моего отца, а бегает быстрее него», — шутит Виталий.
Автолюбитель натирает машину до блеска — в выходные ей предстоит возглавлять свадебный кортеж.
«Всё началось недавно — брат попросил покатать их на свадьбе, после этого посыпался шквал звонков. Недавно «катал» девичник, на перекрёстке останавливаюсь, рядом в «Мерседесе» сидят парни, а у меня полный салон девчонок! Вот у них, наверное, челюсть отвисла! А вообще, народ весело реагирует, когда я на ней выезжаю», — рассказывает владелец.
Удобнее всего на ГАЗ М-21 ездить на природу, даже палатки не нужны. В салоне два дивана раскладываются и превращаются в двуспальные кровати. В багажнике могут спокойно улечься двое взрослых.
К своему авто Виталий относится и с юмором, и с трепетом. Вложил в неё уже 120 тысяч рублей, но ничуть за неё не боится, говорит — настоящая машина, железный конь.
«Отец как-то давно попал в серьёзное ДТП с КАМАЗом, у того колесо вырвало, а у нас слегка крыло помяло, даже фара не разбилась, — улыбается Виталий. — Поэтому у меня молодожёны и на крышу садятся, и на капот, нигде даже вмятин нет».
Возиться с раритетом ему помогает отец и друзья, такие же автолюбители. Вместе с ними он, кстати, придумывает разные автомобильные акции. На 9 Мая в прошлом году они за два дня с помощью фанеры и картона смастерили из обычной «шестёрки» танк. Из пластиковой «пушки», выкрашенной в защитный цвет, на каждом светофоре друзья палили конфетти.
Сейчас Виталий купил квартиру и вынужден был выставить восстановленное авто на продажу, но за неделю не поступило ни одного звонка. И оренбуржец этому скорее рад.
Кабриолет по-советски
Волгоградец Гурген Вартанян протирает и без того блестящий автомобиль. С заботой и нежностью обходит его слева, натирает до блеска хромированные детали, сдувает невидимые пылинки с зеркал.
«Вот отсюда сфотографируйте, чтобы блестело, — подсказывает нужный кадр Гурген, — а ещё можно снять диск колеса, вы там сами себя сможете сфотографировать».
В сверкающем диске с красной надписью «ГАЗ» всё отражается, как в зеркале: и зелёная трава, и голубое небо, и блеск от вспышки фотоаппарата.
Машина урчит, будто большая кошка, и только когда Гурген нажимает на педаль газа, по всей улице разносится громкий рык. Люди останавливаются и с восхищением смотрят на 62-летнюю «Победу», которую назвать «старушкой» даже не поворачивается язык. Просят сфотографироваться рядом с автомобилем.
Гурген раньше работал сапожником, но несколько лет назад решил сменить профессию и занялся реставрацией старинных автомобилей. В его личной коллекции немало интересных раритетов, в том числе и эта «Победа» 1952-го года выпуска. Почти год Гурген потратил на её реставрацию. Восстановил полностью кузов, хром и даже сам, своими руками, сшил новые белоснежные чехлы. В этой машине нет ни одной «неродной» детали — всё, начиная от ручек стеклоподъёмников и заканчивая двигателем, соответствует модели.
Справка: серийный выпуск автомобилей «Победа» начался 28 июня 1946 года. За 12 лет, что выпускалась эта модель, с конвейера сошли 235 999 машин, включая 14 222 кабриолета и 37 492 такси.
У Гургена как раз кабриолет. Его бывший хозяин счёл автомобиль рухлядью и собирался выкинуть его на помойку, но Гурген решил подарить «Победе» новую жизнь.
«Я, когда сажусь за руль этого автомобиля, чувствую себя настоящим мужчиной, — признаётся Гурген, — иногда свадьбы на ней катаю, а иногда и просто в город выезжаю, на Набережную».
Местный автоклуб «Моторы Сталинграда» проводит ретро-пробеги на День города, 9 Мая, на День автомобилиста и другие праздники — участвует в них и эта «Победа».
Несмотря на то, что у «Победы» всего три передачи, разгоняется она без проблем почти до 100 км/ч, признаётся Гурген. Единственный минус — бензин. В оригинале «Победа» ездит на 78-м бензине, но такого уже не найти днём с огнём. Приходится заправлять 80-м, который на современных заправках — большая редкость.
Новая любовь
Несмотря на свою любовь к кабриолету, Гурген готов с ним расстаться. Всего за… 1,5 миллиона рублей. Правда, покупателей в Волгограде на такую машину пока не нашлось.
Но реставратор уже нашёл на автосвалке новый объект для работы — ярко-зелёную «Победу» 1955-го года выпуска.
Даже трудно представить, что из этой рухляди выйдет что-то стоящее. Но Гурген уверен, что это всего лишь дело времени и техники, и через год, может, чуть больше этот автомобиль станет таким же шикарным и блестящим раритетом, как и кабриолет.
«Победа» для Ширвиндта
Страсть к автомобилям у 53-летнего нижегородца Фёдора Водопьянова проявилась с детства, сначала в родном селе он бегал смотреть на тракторы, потом научился ими управлять.
«С детства меня тянуло к автомеханизмам, — улыбается Фёдор. — Хотя приходилось постоянно иметь дело с тяжёлыми машинами, мечтал я о легковой. И не о какой-нибудь, а именно о „Победе“».
Фёдор устроился в городе работать на пассажирские городские автоперевозки и при этом успел сменить немало личных машин: «Жигули-семёрку», «Соболь», БМВ и даже несколько автобусов.
Позже устроился автомехаником на станцию техосмотра. За время работы на станции Водопьянов видел множество машин на любой вкус — отечественных и иномарок, новеньких и раритетных. Но приобрести «Победу» ГАЗ М-20 всё не получалось.
«За всё время, что ни работаю на станции техосмотра, — рассказывает Фёдор, — довелось увидеть только три «Победы». Нечасто встретишь такой раритет».
Пять лет назад на станцию приехал пожилой мужчина по имени Анатолий Лазаревич, бывший ответственный работник на пенсии. Водопьянов увидел его тёмно-синюю красавицу «Победу» — и влюбился. Владелец хорошо сохранившейся машины, заметив интерес автомеханика, рассказал, что она 1953-го года выпуска и досталась ему в наследство от отца. На этой машине отец Толика каждый год возил всю семью в отпуск Крым и на дачу к бабушке с дедушкой, словом, старенькая «Победа» сопровождала владельца всю его сознательную жизнь.
«Ещё Анатолий Лазаревич рассказал, что в 1995 году эта машина принимала участие в параде «Побед» в Москве», — говорит Водопьянов.
По словам бывшего владельца, там было представлено много автомобилей этой марки. Но почему-то именно к нижегородскому автомобилю подошёл известный артист Александр Ширвиндт и попросил прокатить его. Автомобиль ему очень понравился.
«Ширвиндт тогда признался Анатолию Лазаревичу, что тоже мечтает приобрести «Победу», — улыбается Водопьянов. — Кто знает, за 20 лет, что с тех пор прошли, может, уже и приобрёл».
Фёдор уговорил пенсионера продать ему старый автомобиль довольно легко: силы у владельца машины были уже не те, чтобы ездить. Переоформлять машину на Водопьянова принимались не единожды, но всякий раз откладывали из-за непогоды: Анатолий Лазаревич никогда не ездил на своей «Победе» ни в дождь, ни в снег.
«Если бы вы видели, как они с женой трогательно прощались с «Победой», — вздыхает нынешний владелец ретро-автомобиля. — Гладят капот, фары, словно она — член их семьи, и плачут. Хоть отдавай машину обратно!»
В наследство от прежнего владельца Водопьянову достались старые каталоги запчастей для «Победы», изданные в середине прошлого века, и завет — не ездить на автомобиле в дождь и снег.
Фёдор так и делает: ездит на «Победе» только в хорошую погоду, несмотря на то, что она в отличном состоянии. Он оставил автомобиль таким, каким приобрёл. Единственное, что пришлось изменить в ретро-машине, — это приобрести зеркало заднего вида, которого у «Победы» не было.
«По правилам ГИБДД так положено, — поясняет Фёдор, — да и честно говоря, мне самому было бы непривычно смотреть на дорогу в зеркало, висящее над панелью: не привык».
Поначалу Водопьянов беспокоился, как будет себя вести автомобиль, которому уже 60 лет (шутка ли — пенсионный стаж!). Но никаких серьёзных проблем с машиной за пять лет не произошло, разве что Фёдору пришлось самостоятельно перебрать стучавший двигатель. Да и очень много запчастей осталось от прежнего владельца на случай возможной поломки.
Водопьянов своей «Победой» доволен: она его не подводит.
Фёдор постоянно замечает внимание к своему автомобилю: на светофоре в соседних машинах открываются окна, и водители показывают большой палец в знак одобрения.
Даже дорогу с удовольствием уступают, а сотрудники ГИБДД порой отдают честь. Часто подходит молодёжь и интересуется, что это за машина: они её уже не знают, но необычный вид автомобиля их привлекает.
«Когда я еду на своей «Победе», чувствую себя не простым водителем, а немного элитарным, — шутит обладатель раритета. — Горжусь своей машиной: в этом году участвовал в автопробеге ретро-автомобилей, устроенном в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне. Среди 40 машин было всего две «Победы», и одна из них — моя».
Старший внук Водопьянова, 5-летний Серёжа, унаследовал от деда тягу к технике и уже прекрасно разбирается, который ключ торцовый, а который — рожковый. А дед уверен, что «Победа» прослужит ещё немало лет, и он передаст её внуку по наследству в отличном состоянии.
«Победа» от Жукова
Оренбургский пенсионер Пётр Привалов до сих пор легко заводит свою ласточку. «Победа» — его первый автомобиль — верно служит ему с 1980 года. По легенде бывшего хозяина, именно на этой машине ездил сам Георгий Жуков, однако в такие совпадения Пётр Васильевич не верит.
Авто и сейчас на ходу, но требует значительной реставрации. Годами автомобиль «жил» на улице и стойко принимал все погодные явления на свой кузов. На вид машина старая и ржавая, но абсолютно целая, без дыр. Толстый металл, прочные стёкла, дворники, радиоприёмник, спидометр работают без нареканий. Хозяин заменил лишь двигатель, колёса и задний мост, а это для возраста автомобиля — несолидные траты.
«Продавать не хотел, хотя было много предложений. Думал, попозже налажу и буду ездить. Но годы уже не те, возраст не позволяет заниматься реставрацией, а сыновья, к сожалению, не интересуются автомобилем», — рассказывает Пётр Васильевич.
Сейчас «Победа» стоит около дома Петра Васильевича и ждёт своего часа, когда её, отремонтированную и отполированную, выгонят из сервиса, чтобы вновь восхищать водителей и прохожих — машина никого не оставляет равнодушным. Займётся ли этим семья Приваловых или новые хозяева, пока неясно.
«Контрабандная «Победа»
Челябинец Георгий Петров, собравший за свою жизнь коллекцию из 21 старинного автомобиля, признаётся: ГАЗ М-20 — его любимая машина.
Ещё совсем недавно застать дома Георгия Петрова было нереально: отработав смену «за баранкой», Георгий Анатольевич спешил в гараж, на базу, где стояла его драгоценная коллекция — старинные легковые автомобили. Сейчас уж годы не те, вздыхает 74-летний коллекционер, щурит подслеповатые глаза и берёт толстый альбом с фотографиями: здесь — его машины, его жизнь.
«Машин-то у меня было больше двадцати, — Петров загибает пальцы, перечисляя модели. — Одних «Побед» только четыре. А люблю больше всех одну, последнюю. Чуть-чуть вы с ней разминулись, продал буквально месяц назад, как совсем слеп стал».
В 1999 году в клубе любителей старинных автомобилей Челябинска появились необычные гости. Молодые люди рассказали, что их отец долгое время служил в Германии, откуда окольными путями, практически контрабандно, пригнал эту «Победу». Машина была приобретена там, подобные партии якобы пригонялись для офицерского состава российских служащих. Сейчас отец умер. Всю жизнь он очень любил свою «Победу», сдувал с неё пылинки, почти не ремонтировал — не было надобности, а перед смертью, как заболел, взял с детей слово, что они не продадут его любимицу абы кому, а найдут ей хорошие руки.
«Я глянул — это ж надо, все детали родные, а машинка-то 1953 года выпуска, — поглаживая фотоснимок со своей красавицей-машиной, Петров улыбается. — Может, и легенда, что дети этого хозяина рассказали, но я сразу поверил, уж очень хорошее состояние было у машины. Запросили за неё 20 тысяч, по тем временам немало, она того стоила, но денег у меня не было. Слава богу, кое на какой бартер они согласились».
Проездил Петров на своей «легендарной „Победе“», а он называет её так и никак иначе, 15 лет. Почти не ремонтировал, так, по мелочам — кто ж поверит, что машине больше 60 лет, а ездит она, что новенькая? Признаётся, последнее время светофоры не видел из-за проблем с глазами. Сажал рядом жену, благо спец по вождению он хороший, ехал почти вслепую, а жена говорила, когда красный загорится, когда зелёный. Когда Петров понял, что скоро совсем ослепнет — «чего вы хотите, такое напряжение на сетчатку всю жизнь было, и в темноте ездил, и в любую непогоду», решил так же, как и прошлый хозяин, пристроить свою «Победу» в самые лучшие руки.
«А тут мне рассказали, что один бизнесмен-коллекционер не против мой ГАЗ М-20 купить, — с теплотой вспоминает Георгий Анатольевич. — Ну я и пристроил. Думаю, правильно сделал: моя «Победа» почти все 15 лет со мной на Парады Победы выезжала, всё своим ходом, в этом мае красовалась на площади Революции. И сейчас, даст бог, ещё поездит».