Государство планирует повысить пошлины на ввоз иномарок – как новых, так и подержанных. Экономическая обоснованность этого решения понятна. Надо и своего производителя поддержать, и иностранцев, только начавших разворачивать в России сборку собственных автомобилей. Особенно актуально это в период кризиса – ведь иначе зарубежные концерны могут просто заморозить планы экспансии в нашу страну. А это, в свою очередь, поставит крест на планах по реанимации отечественного автопрома – ведь усовершенствовать его планировалось, в том числе, и за счет иностранных технологий.
При этом как-то упустили из внимания тот факт, что во многих регионах ввоз подержанных иномарок остается одним из источников дохода. Не у всех есть деньги, чтобы приобрести новую иномарку с конвейера. Ездить, между тем, надо. Поэтому жители Сибири и Дальнего Востока покупают подержанную продукцию японского автопрома разных лет выпуска. И ездят на машинах с правым рулем. Получается целая система – одни скупают подержанные «японки» на аукционах, другие доставляют их во Владивосток морем, третьи занимаются растаможиванием, четвертые чинят, пятые продают. В итоге все довольны. И что теперь - прощай бизнес и любимая праворульная «Corolla»?
На днях во многих городах России прошли митинги протеста против возможного увеличения пошлин на подержанные иномарки. «Сначала уровень жизни надо повысить, поднять зарплату, а уж потом думать о таких реформах» - в один голос твердили участники акции в Новосибирске. А мэр Владивостока заверил, что правый руль никто запрещать не будет – эти гарантии он получил в ходе встреч с высокопоставленными чиновниками в столице.
На самом деле – неужели последствия этой инициативы могут быть так катастрофичны? «Это действительно ударит по среднему классу, - рассказал «АиФ» председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. – 95-96% автомобилистов в Сибири и на Дальнем Востоке ездят на праворульных японских автомобилях. Они действительно могут потерять заработок». Этим бизнесом занимаются сотни тысяч людей – не только автодилеры, но и судоходные компании, и железнодорожные перевозчики, и автомастерские. Если они лишатся источника дохода – смогут ли найти другую работу, чтобы прокормить свои семьи? Или, отчаявшись без работы и денег, выйдут на улицы? Кстати, это тот самый малый бизнес, на который власть возлагает так много надежды в плане борьбы с кризисом.
После повышения пошлин от нынешнего рынка подержанных автомобилей в Приморье останется не более четверти, считают местные эксперты. Реально ввозить будут лишь 3-4-летние японские автомобили. Они уже сейчас стоят дорого, а если их перестанут «подпирать» конкуренты возрастом постарше, ценой подешевле, то могут подорожать еще на 20-30%. А без автобизнеса люди, потерявшие источник доходов, могут вовсе уехать с Дальнего Востока. Тогда эта богатая территория, которую мы ни в коем случае не должны терять, вовсе обезлюдеет.
«Увеличение пошлин мало что даст автопрому, зато существенно увеличит социальную напряженность в регионе, - считает В.Похмелкин. – А ведь еще и кризис на дворе. То же самое касается западной части России, особенно Калининградской области. Там специализируются на подержанных машинах из Европы. Создается впечатление, что те, кто принимает решение, просто абстрагировались от реальных проблем граждан и пекутся лишь об интересах производителей. Это в корне неверно».
Есть и другие точки зрения. «Почему-то забывают, что развитие производства автомобилей на территории России даст населению если не большую, то, как минимум аналогичную занятость, - рассуждает аналитик «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын. – Только у КАМАЗа 300 дилерских центров по всей стране. Работу получат поставщики металла, комплектующих, да мало ли в автомобильном бизнесе сфер приложения «умелых рук». Правда, большинство заводов, которые планируют строить иностранцы, будут расположены в европейской части России. Кроме того, далеко не факт, что подержанные иномарки лучше недорогих, зато «ремонтопригодных» российских автомобилей, считает эксперт. Многое зависит и от схемы ввоза. Например, есть «конструкторы» - те, что попадают в Россию в виде комплектующих (отдельно кузов, отдельно агрегат) и уже здесь собираются в полноценную машину. С середины ноября таможенная пошлина на кузов составляет не менее 5 тыс. евро, что ставит на бизнесе «конструкторщиков» крест. Конечно, такие машины могут быть куда дешевле новых «Жигулей», но при чем тут качество? И какова безопасность людей в «конструкторе», доставленном в Россию ушлыми бизнесменами и собранном в каком-нибудь полулегальном сарае? Понятно, что рабочие места сохранять нужно, но не рискуя жизнью граждан.
Впрочем, не исключено, что идея повышения пошлин будет отложена на неопределенный срок. Комментируя протесты автомобилистов, председатель верхней палаты российского парламента Сергей Миронов заявил, что «отечественный автопром не должен навязывать себя обществу ценой социальной стабильности». Тем более, получить автокредит сейчас практически невозможно, а без него большинству автомобилистов взять денег просто негде. А это – еще один аргумент в пользу тезиса «покупать отечественное».