На них пошлины повысились с 48 до 54% от ввозной стоимости. Пошлины на автомобили от 3 до 5 лет выросли примерно на треть – чем больше объем двигателей, тем ставки выше. Уже в момент обнародования новых ставок эксперты посчитали, что они приведут к удорожанию новых автомобилей на 5-8%, а подержанных – на 10-15%. В самом проигрышном положении оказались старые (свыше 5 лет) иномарки. На них вводятся заградительные пошлины (ранее действовавшие на автомобили от 7 лет и старше). За какую-нибудь Toyota Caldina выпуска 2000 г. на таможне придется отдать сумму, примерно равную ввозной цене, что делает такую покупку бессмысленной.
О том, как на это отреагировали жители Приморья, которым бизнес по торговле праворульными «японками» позволял зарабатывать на жизнь, известно хорошо. Массовые митинги порой приходилось разгонять даже с помощью ОМОНа. Но чиновники не вняли требованиям «поднимать не пошлины, а уровень жизни». Ради блага отечественного автопрома (к коему относятся и иностранные концерны, начавшие сборку автомобилей в России) они все-таки ввели эту непопулярную меру.
И вот ее первые результаты - цены на новые автомобили в салонах выросли. В начале года это обычное явление – так производитель компенсирует инфляцию. Но сейчас разные модели подорожали отнюдь не равномерно, причем это коснулось как городских малолитражек, так и полноразмерных внедорожников. Предсказания экспертов о том, что автомобили, не собираемые в России, вырастут в цене сильнее, начали сбываться. Так, автомобили Skoda, производимые на заводе в Калуге, подорожали на 1-2%, а модели чешской сборки – на 8% и более. Opel объявил о повышении цен на 2,5%, Toyota – на 3,1–8,11%, Ford и Chevrolet – на 5% и более. Выросли в цене и марки премиум-сегмента: Mercedes-Benz – на 3,4–6,1%, Audi – на 4,15%, Aston Martin – на 4,5%. Вроде бы не так много, но 4% от стоимости корейского седана Chevrolet и те же 4% от модели аналогичного класса немецкого «премиума» - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Лидер отечественного легкового автопрома – «АВТОВАЗ» - пока не объявил о подорожании, но можно не сомневаться, что «Лады» в ближайшее время тоже вырастут в цене.
«Подорожали почти все автомобили, кузова которых собираются и окрашиваются вне России, - рассказал «АиФ» аналитик брокерского дома «Открытие» Кирилл Таченников. – По правилам, ввоз кузова приравнивается к ввозу всей машины целиком. То есть, даже если концерн открыл в России производство, но локализация настолько низка, что приходится ввозить даже готовые кузова, это не попадает под норму о таможенных льготах на ввоз автокомпонентов. Поэтому приходится платить «по полной». Менее выросли в цене или вовсе не подорожали модели, собирающиеся в России. Например, из всего модельного ряда Toyota прежние цены остались лишь на Camry с двигателем 2,4 л. Остальные японские производители или уже существенно повысили цены, или вот-вот это сделают. Причем на некоторые модели с мощным двигателем рост составляет 12-15%. Колебания валютного курса в нынешнее подорожание пока не заложены, иначе бы цены выросли на все 20%. Производители выжидают, пока доллар и евро обретут стабильность». Если иностранные валюты задержится на нынешних или более высоких уровнях надолго, еще один виток роста цен вполне вероятен.
В общем, за поддержку российского автопрома опять приходится расплачиваться потребителям. Станет ли увеличение пошлин действенным антикризисным «зонтиком», который защитит производителей? Стоит ли овчинка, то есть, подорожание автомобилей, выделки? Однозначно утверждать это нельзя. «При любом ограничении торговли для защиты внутреннего производства бонусы получают производители и государство, - рассказала «АиФ» аналитик ФК «Уралсиб» Наталья Сорокина. Однако теряют покупатели. Это происходит всякий раз, когда внутренние цены в стране выше, чем на мировых рынках. Для автопрома такое соотношение сейчас актуально. Значит, при любом увеличении цены покупать будут меньше, то есть, отрасль ждет неминуемый спад продаж. В кризис это еще более вероятно из-за снижения покупательной способности населения.
Ведь автомобиль – товар далеко не первой необходимости, и многие предпочтут отложить его покупку на более стабильные времена. Так что эти меры – далеко не панацея. Вообще, их эффективность будет зависеть от глубины и продолжительности кризиса, а также от того, в каком состоянии выйдут из него производители. А им сейчас настолько плохо, что уже не имеет смысла говорить о том, что, получив поддержку государства, они расслабятся и перестанут совершенствовать модельный ряд. Модернизация сейчас невозможна даже при большом желании. «АВТОВАЗа», «КАМАЗа» и другие предприятия уже приостановили создание новых моделей. Зарубежные партнеры не помогут – у самих те же проблемы.
Скорее всего, после выхода из кризиса наши заводы окажутся отброшенными на 1,5-2 года назад, то есть, сроки реализации инвестпрограмм сдвинутся примерно на это время. Может быть, лучше других будет чувствовать себя «ГАЗ», который сейчас находится на пути реструктуризации – сделано многое, но получить первые результаты в виде дивидендов помешал кризис. Возможно, когда покупательный спрос начнет расти, группа «ГАЗ» окажется впереди конкурентов, но лишь в том случае, если ей удастся не свернуть инвестпрограмму в трудное время».