И не только игры! Они также предложат скидки в окрестных магазинах и кафе, или просто расскажут, что думают ваши друзья о заведениях и местах, которые вас окружают.
1. Foursquare
- Количество пользователей: 4 млн. (на июль 2010)
- Год основания: март 2009
- Штаб-квартира: Нью Йорк, штат Нью Йорк
- Количество сотрудников: 24
- Финансирование за время существования: 21.4 млн долларов США
Пожалуй, самый успешный на сегодняшний день из всех стартапов в списке, Foursquare за короткое время построил внушительную социальную сеть, участники которой «отмечаются» в различных местах (ресторанах, торговых центрах, аэропортах, и т.д.) при помощи программ, загруженных в их мобильные устройства.
Тем самым они имеют возможность мгновенно сообщать друзьям о своих перемещениях во вселенной, а также отмечать на карте свои маршруты и снабжать их комментариями. Foursquare поощряет участников сети отмечаться как можно чаще, раздавая виртуальные награды – «беджики» за активность. Наиболее активные становятся «мэрами» того или иного места – в этом, а также в системе раздачи наград, выражаются «вирусность» и игровая направленности сети.
2. Booyah (Мy Тown)
- Количество пользователей: 3.1 млн. (на август 2010)
- Год основания: 2008
- Штаб-квартира: Сан-Франциско, штат Калифорния
- Количество сотрудников: 24
- Финансирование за время существования: 29.5 млн долларов США
Единственный из стартапов в списке, расположенный в «эпицентре» новых IT-технологий, Booyah создал и успешно продвигает игру My Town, внешне очень похожую на знаменитую «Монополию». В My Town игроки покупают за виртуальную валюту окружающие здания, улицы, парки и стадионы, существующие в реальном мире. За приобретенные обьекты недвижимости взимается аренда всякий раз, когда в них «отмечаются» другие участники игры. В My Town есть и множество других возможностей тратить виртуальные доллары, а также пополнять их запас, как при помощи реальных денег, так и за счет активного участия в игре.
Стартап не стоит на месте, постоянно обогощая арсенал игроков новым функционалом. С недавних пор в игре появилась возможность «отмечаться» сканируя штрих-коды реальных товаров на полках магазинов, и получать за это скидки на эти товары в реальном мире. Функционал открывает новые перспективы в создании нестандартных рекламных компаний для крупных и малых брендов.
По некоторым данным, в среднем пользователи проводят в игре My Town до 70 минут в день.
3. SCVNGR
- Количество пользователей: не раскрывается
- Год основания: 2008
- Штаб-квартира: Кембридж, штат Массачусетс
- Количество сотрудников: 60
- Финансирование за время существования: 4,79 млн. долларов США
Поддерживаемый Google Ventures, стартап SCVNGR представляет собой, пожалуй, самую серьезную попытку извлечения денег из тяги людей «отмечаться» в полюбившихся им местах. SCVNGR – это наполовину игра, наполовину игровая платформа, построенная с учетом пожеланий будущих рекламодателей. Реклама непрямая: держатели корпоративных бюджетов спонсируют квесты-задания, связанные с поиском знаков, атрибутов, и всевозможных «сокровищ», придуманных и спрятанных в укромных местах, найти которые можно только при помощи подсказок. Расчет делается на запоминание рекламируемого бренда и его продукции, также предусматриваются различного рода награды.
Четкая ориентация на работу с юридическими лицами позвлолила SCVNGR за короткий срок создать более 1000 приложений для организаций самого разного толка, от музеев и галерей до крупных потребительских брендов.
4. Gowalla
- Количество пользователей: не раскрывается.
- Год основания: 2007
- Штаб-квартира: Остин, штат Техас
- Количество сотрудников: 22
- Финансирование за время существования: 10.4 млн. долларов США
Базирующаяся в Техасе компания Gowalla, хотя и была основана в 2007 г., запустила свою сеть аналогичную Foursquare в 2009-м. Сервис выглядит более коммерциализироанным: компания активно заключает сделки с небольшими локальными бизнесами на размещение рекламы в радиусе присутствия их клиентов.
Однако, стартап очень сильно отстает от своего главного конкурента по количеству зарегистрированных пользователей - главному параметру, который сегодня больше всего волнует рекламодателей. По некоторым данным, в июле 2010 года аудитория Gowalla была в 5 раз меньше, чем у Foursquare, при этом количество новых регистраций у последнего росло на 75 процентов в день быстрее. Если подобная динамика продолжится, у Gowalla есть все шансы превратиться в еще одну неприметную могилку на кладбище несбывшихся стартапов.
5. Altergeo
- Количество пользователей: не раскрывается
- Год основания: 2008
- Штаб-квартира: Москва, Россия
- Количество сотрудников: 15
- Финансирование за время существования: не раскрывается
Российский стартап Altergeo внешне очень похож на своего заокеанского «старшего брата» Foursquare и может посоревноваться с ним по скорости набора аудитории в России и странах ближнего зарубежья. У Altergeo есть локальное преимущество: количество бизнес-партнеров, готовых предоставить пользователям сети скидки на свои товары и услуги, стремительно растет. Altergeo также имеет встроенный модуль пока еще не очень востребованной, но бесспорно революционной технологии дополненной реальности, что открывает перед компанией еще большие перспективы.
Сегодняшний AlterGeo – это реинкарнация российкого стартапа Wi2Geo, создавшего технологию определения местоположения при помощи Wi-Fi сетей и IP-адресов, без необходимости использования сигналов GPS.
Помимо партнерств с локальными бизнесами, Altergeo также сотрудничает с «монстрами» отечественной интернет-индустрии: встраиваемая в браузеры панель инструментов Яндекса использует технологии Altergeo для определения положения пользователя в пространстве с аккуратностью до 150 метров.
В краткосрочной перспективе Altergeo вполне способен успешно конкурировать со своими западаными аналогами на территории постсоветского пространства.
Монетизация, или как стартапы планируют зарабатывать деньги.
Если не брать в расчет «экзотические» бизнес-модели, такие как купля и аренда виртуальной недвижимости, большинство из рассмотренных стартапов планируют зарабатывать деньги предлагая своей аудитории принимать участие в маркетинговых компаний для производителей и продавцов товаров и услуг. Маркетинг такого рода включает в себя:
- Розыгрыши реальных призов за активность в сети (к примеру, каждый посетитель, «отметившийся» в заведении может выиграть iPhone);
- Скидки для посетителей, «отметившихся» наибольшее количество раз. Существует множество случаев, когда американские пользователи Foursquare, становясь «мэрами» ресторана или клуба, получают в подарок бесплатный напиток при каждом посещении;
- Существенные скидки для тех, кто отмечается в заведении впервые
- Цифровые карточки лояльности (дающие, скажем, возможность получать каждую пятую чашку кофе бесплатно).
Востребованность такого рода маркетинговых активностей напрямую зависит от количества вовлеченных людей в той или иной географической точке.
Перспективы развития индустрии в целом
Практически все продукты вышеперечисленных стартапов живут в мобильных устройствах: телефонах, КПК, планшетах. Их возможности напрямую зависят от способности этих устройств находить себя в пространстве. Нетрудно предположить, что с дальнейшим распространением чипов GPS, компасов, и всевозможных сенсоров в мобильных устройствах популярность программ, предлагаемых данными стартапами, будет стремительно расти.
В то же время, с приходом на этот пока еще не сложившийся рынок таких крупных игроков, как стремительно растущая социальная сеть Facebook, уже насчитывающая свыше 500 миллионов пользователей в мире, всем вышеперечисленным компаниям будет необходимо найти свою уникальную нишу – или выйти из игры. Совсем недавно Facebook запустил свой собственный геолокационный сервис «Places», также позволяющий пользователям «отмечаться» в реальном мире.
Первые шаги, сделанные Facebook в этом направлении показали, что сеть рассчитывает на установление партнерских отношений с Foursquare и другими аналогичными стартапами. Но никто не знает, что произойдет, когда использование геолокационных сервисов, описанных выше, примет массовый характер, и у их владельцев появится возможность получать реальную отдачу от своих сегодняшних вложений.
Смотрите также:
- Топ-5 стартапов Кремниевой долины: от массовой кастомизации до собственных социальных сетей →
- Стремительный рост и крупные инвестиции: будущее рынка мессенджеров →
- Более 100 млн электронных писем ежедневно пишут россияне →