Об этом рассказывает генеральный директор компании Mail.Ru Дмитрий Гришин.
В Сеть идут одни «старики»
- Только через ваш сервис ежедневно проходит 35 млн. электронных писем. Кто сегодня наиболее активно переписывается по Интернету?
- Большинству пользователей почты - от 25 до 34 лет, следом идут возрастные группы 18-24 и 35-44. На последнем месте те, кому больше 45 лет. Однако надо признать, что с каждым днём старшее поколение всё активнее интересуется Интернетом. Доля людей «за 45» потихоньку растёт и в нашей аудитории. Наиболее востребованные среди этой возрастной категории сервисы - почта и новости, а соответствующие проекты Mail.Ru лидируют в своих сегментах. На других наших проектах, таких как Мой Мир@Mail.Ru и Блоги, преобладает молодёжь. Кстати, распространение Интернета среди людей в возрасте от 12 до 24 - больше 70% в России, а в Москве - вообще 85-90%. Для молодого поколения Интернет - это нечто столь же обязательное, как телевизор или метро.
- Больной вопрос всех пользователей электронной почты - можно ли полностью избавиться от спама?
- Спам - действительно серьёзная проблема для интернет-пользователей, его объём в почтовом трафике Рунета постоянно растёт. Ежедневно только наши антиспам-фильтры задерживают свыше 100 млн. рекламных писем. Главная российская проблема - отсутствие законодательной базы в этой области.
В США спамеров судят, известно несколько случаев, когда людей обязывали выплачивать штрафы или даже лишали свободы за рассылку «мусорных» сообщений.
Меняем килобайты на деньги
- Остались ли в Рунете свободные ниши для прибыльного бизнеса?
- Сегодня из всего населения России доступ в Сеть имеет лишь 25% - по нашим оценкам, за ближайшие пять лет этот показатель увеличится до 50%, как в Европе. А значит, у интернет-бизнеса в России большие перспективы. Сейчас крупнейшие порталы на рынке построены вокруг почты и поиска. В последнее время очень динамично развиваются различные коммуникационные сервисы - социальные сети, системы быстрого обмена сообщениями (мессенджеры), фото-, видео- и блогохостинги. Если бы я сегодня начинал с нуля, пробовал бы создавать «нишевые сервисы» - например, автомобильный сайт или портал он-лайн игр.
- Правда ли, что московский программист получает столько же, сколько его коллега в Канаде?
- Правда! Ещё 5 лет назад Россия была страной офшорного программирования - американские и европейские компании заказывали у нас разработки, потому что они оказывались самыми дешёвыми. Я сам в конце 90-х годов удалённо работал на американскую компанию - разработчика программного обеспечения, поэтому хорошо знаю рынок тех времён.
Сегодня же страной с самой дешёвой рабочей силой в области IT признана Индия. Зарплаты в Москве и Санкт-Петербурге сильно выросли, поэтому рынок офшорного программирования себя изжил. Нам самим сейчас выгоднее открывать офисы разработки в регионах, где уровень оплаты труда пока что ниже в 1,5-2 раза. Но эта разница со временем может сойти на нет.
- Недавно вы открыли три региональных офиса. По какому принципу выбирали города?
- Наши региональные офисы занимаются разработками и продажами. Соответственно, мы ищем регионы, в которых интернет-рынок наиболее развит. После Москвы и Санкт-Петербурга такими городами стали Екатеринбург, Новосибирск и Нижний Новгород.