На секции о будущем интернета говорили про проблемы сегодняшнего дня. «Есть три отрасли, недостаточно компьютеризованные, — рассказал Сергей Белоусов (Runa Сapital), — образование, здравоохранение и госуслуги». Образовательная сфера сейчас развивается по тем же стандартам, что и 50 лет назад, компьютерные технологии мало повлияли на образование. Здравоохранение — ужасно затратная отрасль, причем не только у нас, но и в других странах. На американское здравоохранение приходится 17% ВВП, например, и расходы будут расти.
И, несмотря на развитие интернет-технологий, в нашей стране на прием к врачу вы, скорее всего, записываетесь по телефону, мало где медицинские карты ведутся в компьютере. Когда вы придете к новому врачу, он не сможет открыть базу данных и посмотреть лечение, назначенные предыдущим доктором, придется сдавать заново анализы и т.д. Это реальность, в которой мы живем.
Антон Носик сделал ремарку из зала, что наша медицина отстает, потому что много лет врачей преследовали (так называемые дела врачей), кроме того, им в вузах не преподавали английский язык 60 лет, а многие из медработников эмигрировали. В результате мы получили абсолютно нежизнеспособную систему здравоохранения, которую нужно строить с нуля. Мортен Лунд (Tradeshift and Everbread) высказался за создание рейтингов врачей, как это работает на Ebay в отношении продавцов.
Третья сфера жизни, которая остро нуждается в компьютеризации, по мнению Белоусова, — это госуслуги. «И в России, и в США, и в Сингапуре есть огромный объем работы, который мы делаем вручную (получение паспорта, регистрации компании и т.д.)». Хотя сейчас госуслуги у нас развиваются, здесь еще есть много работы.
Холодильник закажет еду, а авто запишется на техосмотр
Говорили и о других темах, которые нужно развивать, возможно, не таких важных, как предыдущие. Например, развитие технологий должно привести к увеличению возможностей техники. Это даст нам шанс по-другому пользоваться бытовыми приборами: чтобы холодильник покупал продукты самостоятельно, автомобиль записывался бы на техосмотры, а телевизор выбирал, что вам смотреть. Большее количество устройств будет друг с другом общаться, и мы можем и не знать об этом общении.
Вообще эксперты не скупились на прогнозы. Сергей Белоусов уверен, что через 5-10 лет у каждого человека, который активно чем-то занимается, будет очень мощный компьютер, постоянно подключенный к интернету. И главное — человек будет им очень активно пользоваться. Сейчас мы даже смартфоном пользуемся мало, только связываемся с друзьями и обновляем статусы в соцсетях.
Лунд заметил, что даже понятие сайта уходит на второй план, на первый выходит функциональность браузеров. Также звучали версии о том, что, если сейчас фильтрация информации идет через «сито» наших друзей в социальных сетях, то следующим этапом фильтрации будет искусственный интеллект.
Эксперты много говорили о компании Apple. «Продукция Apple — чуть-чуть лучше, чем другие. Больше людей пользуется Android, но разработчики меньше на этом зарабатывают», — заметил Белоусов. У Эдуарда Шендеровича (Kite Ventures) немного другой взгляд: Apple сильно обгоняет своих конкурентов, не только по качеству своих девайсов, но и по качеству своей сети. И будет сохраняться это лидерство еще в течение нескольких лет. Как можно конкурировать с Apple, учитывая то, что человек имеет несколько устройств, подключенных к одному акаунту, одну коллекцию на всех этих устройствах? Как та же Nokia может конкурировать с этим? Разве что Amazon.
PayPal и Ebay: «У нас большие планы на российский рынок!»
На секции про электронную коммерцию речь шла об интернет-бизнесе в России и способах оплаты, которые предпочитают в нашей стране. Боб Кесседи из Ebay рассказал, что оборот Ebay в России дает им право считаться одним из крупнейших онлайн-ритейлеров в стране. По его словам, оборот компании растет на 100% каждый год. Обеспечение доступа из других стран к их сервисам кажется им сейчас очень важным.
«Но о том, что вы работаете на российском рынке, никто не знает», — сказал Шендерович.
«Как многие американские компании, мы пытались насадить в других странах американскую модель, — признался Боб Кесседи, — Но для России в частности нужен был другой подход. Мы пошли в сторону поддержки русского языка и предоставления возможностей для российских покупателей. К середине следующего года мы будем гордиться нашим российским сайтом».
Представитель Ebay также рассказал, что они сейчас экспериментируют с социальными сервисами, у них есть возможность групповой покупки билетов, например. «Мы чувствуем, что спрос есть, но пока непонятно, в каком направлении рынок будет развиваться. Прямо сейчас мы предлагаем все, что есть у продавцов Ebay. Мы делаем упор на том, что дешевле покупать за рубежом, а не в России», — подчеркнул Боб.
Лорен Ле Моаль из PayPal поддержал представителя Ebay в плане оценок перспективности российского рынка. Он признал его одним из самых больших, заметил, что растет онлайн-сообщество в стране, получают широкое распространение банковские продукты, все больше людей начинают пользоваться больше картами, а не наличными. «У нас большие планы на этот рынок, — сказал он, — Изначально мы пришли, рассчитывая на трансграничную торговлю, т.к. мы являемся наилучшим вариантом оплаты, там, где идет оплата в других странах. Сайты вроде Ozon.ru формируют этот рынок. Но мы хотим стать и восприниматься, как локальная платежная система. Сейчас в России есть четкое законодательство, мы теперь понимаем, как здесь работать, расширяем партнерскую сеть, ведем переговоры с банками, с ритейлерами. Наши услуги, по российским меркам, очень недорогие. При этом мы понимаем, что российская экономика «кэшовая», наличная».
Интересным было выступление Маэль Гавэ, CEO Ozon.ru. Она рассказала о проблемах с доставкой, которая известна, пожалуй, всем жителям России. Эти трудности сподвигли компанию создать свою систему доставки, с помощью которой они сейчас могут покрыть 70% населения. Из-за дороговизны доставки им приходится еще и субсидировать ее.
«Доставка Почты России занимает 3-4 недели. Вариантов у нас нет. Нам удается сохранять лидерские позиции на рынке, в частности, благодаря нашей инфраструктуре. Мы открыли ее и другим компаниям, и многие пользуются нашей системой доставки», — рассказала Маэль Гавэ.
— Нужен ли вам PayPal? — спросили представителя Ozon.ru.
— Сейчас нет. Я хорошо понимаю, в чем привлекательность PayPal на западе, потому что там нет возможности оплачивать покупки наличными курьеру. Для наших клиентов очень важна возможность оплаты именно наличными после того, как они проверили комплектацию товара. Спроса на переход к PayPal мы пока не видим, и нам неинтересно продвигать такие системы в России. Мы подключаем то, что интересно нашим клиентам. Например, банковские карты, нам это не интересно, но клиенты хотят.
— Вам выгоднее получать деньги наличными? — переспросили Маэль.
— Да. (Сейчас в Ozon.ru 80% платежей совершаются с помощью именно наличных денег.)
«Оплата наличными — это барьер для развития онлайн-торговли, — уверен Лорен Ле Моаль, — На всех рынках мы заменяем неэффективные модели бизнеса. Оплата наличными сохранится, но не в таком объеме, как сейчас».