Современные русские изобретатели

Всегда с интересом читал вашу рубрику «Новые кулибины», где рассказывалось об изобретениях российских умельцев. Но рубрика куда-то пропала. Неужто перевелись изобретатели?

   
   

Г. Фокин, Таганрог

Не перевелись, слава богу. И писем от кулибиных в нашей почте хватает. Представляем очередную подборку научно-технических идей и предложений от российских изобретателей.

Энергию дают... пузыри

К модели турбины пока прилагается пылесос «Вихрь». Фото читателя

Пенсионер Василий Маркелов из Санкт-Петербурга конструирует и испытывает на своём участке модели запатентованных им энергоустановок. Поставив в подвале дома подобный генератор, его жильцы не будут платить ни за отопление, ни за электричество.

Что такое гидравлическая турбина, хорошо известно: поток воды давит на лопасти ротора (рабочего колеса) и крутит его. Механическая энергия вращения преобразуется в электрическую. А вот Василий Фотеевич изобрёл и запатентовал пневмогидравлическую турбину. «Пневмо» и «гидро» - это воздух и вода. Маркелов добавил к воде поток воздуха, а если говорить точнее - запустил его с помощью пылесоса «Вихрь» в экспериментальную бочку с водой, предварительно поместив туда модель своей турбины.

«В турбине на одном валу (оси) находятся два рабочих колеса. Поток водо-воздушной смеси поднимается и вращает их, - поясняет В. Маркелов. - Но если в обычной гидравлической турбине установка дополнительных колёс бессмысленна (суммарная мощность всё равно будет той же, что при одном колесе), то в случае с пневмогидравлической мощности суммируются. Усилие, полученное на валу, будет прямо пропорционально числу рабочих колёс. Поставим два - и вал станет вращаться в два раза быстрее. Поставим десять - увеличим мощность на порядок! А всё дело в свойствах воздушных пузырей, из которых состоит восходящий поток».

Воздух выходит отдельными пузырями из патрубка, а они, поднимаясь и проходя сквозь корпус турбины, работают как поршень, давя на лопасти колёс. Причём давят с постоянной силой, независимо от того, какое это по счёту колесо на валу. Ещё один секрет состоит в том, что подаваемый воздух значительно холоднее воды: попадая в жидкую среду, он мгновенно отбирает у неё теплоту и преобразует её в механическую энергию. Каким образом? Воздушный пузырь просто увеличивает свой объём, при этом увеличивается и выталкивающая сила, которая давит на лопасти. «Это особенность взаимодействия воды и воздуха. У воды есть ряд свойств, благодаря которым из неё можно извлекать энергию», - изобретатель показывает расчёты, и из них следует: не нарушая законов термодинамики, на выходе можно получить энергию во много раз больше затраченной. В данном случае энергия была затрачена на работу пылесоса, но Маркелов сравнивает её с работой кочегара при загрузке угля в топку паровоза: «Потребляемая мощность пылесоса «Вихрь» - 0,27 кВт. Можно заменить его на более эффективный компрессор, разместить на валу 10 рабочих колёс. Вода будет нагреваться за счёт солнца, а это источник неисчерпаемой энергии. Согласно расчётам, мощность установки можно довести до 6,96 кВт. То есть извлечь энергии в 25 раз больше затраченной!»

   
   
Нажмите для увеличения

Изобретатель подчёркивает: это не «вечный двигатель», а преобразователь энергии, которую природа запасла в воздухе и воде: «Такие турбогенераторы можно размещать на понтонах в водоёмах - на прудах, ручьях, реках. Можно обойтись и без водоёма, заменив садовую бочку ёмкостью, установленной в специальном помещении. Снабжённая источником сжатого воздуха (тем же компрессором), она будет обеспечивать энергией дом и даже небольшой посёлок».

Печка в 6 уровней

Печь закрывается с четырёх сторон: потери тепла минимальны. Фото читателя

В России начался традиционный «сезон шашлыков». Москвич Игорь Федотов готов к нему во всеоружии.

Он изобрёл и запатентовал печь РУЭНКА, название которой составлено из первых букв слов - ручная, универсальная, экономичная, натурная, комфортная, аккумулирующая золу. Она найдёт применение как в доме (при наличии вытяжного потолка), так и на улице - во дворе, на даче, в походе. Весит печка всего 11 кг, в разобранном виде легко умещается в багажнике машины, а для её установки достаточно площади менее 0,2 кв. м. Готовить можно и в посуде, и на шампурах, причём одновременно печь представляет собой этажерку в шесть уровней-конфорок. «Они подходят под любую посуду с пищей, - поясняет Игорь Фёдорович. - Например, можно жарить картошку на сковороде, а конфоркой выше варить пельмени в кастрюле. Кипятить воду для чая и жарить шашлыки на шампурах. Конфорка предельно проста по конструкции - она состоит из подвижных стержней. Сдвигая их, вы меняете размер конфорки. Потери тепла в камере горения сведены к минимуму, посуда с пищей получает всё необходимое тепловое излучение. Печка даёт разные уровни мощности в зависимости от «этажа» конфорки».

Дрова можно закладывать с трёх сторон (благодаря высокому КПД их нужно совсем немного), а золу выгребать вовсе не требуется. Она сама проваливается в накопитель, установленный внизу. Когда он наполнится, вы получите готовое удобрение для своего садового участка.

Наверху: пустая печь. Внизу: дровами забито 5 нижних уровней. Фото читателя

Супервездеход

Имя Евгения Шемякинского внесено в энциклопедию «Инженеры Урала», на его счету 54 авторских свидетельства и патента.

Главное из них - супервездеход, по своим характеристикам превосходящий все современные аналоги.

К сожалению, от опытного образца, который удалось создать Е. Шемякинскому, не осталось и следа. Машина, стоявшая в сарае, сгорела вместе с дачей.

Есть только одно свидетельство того, что это чудо существовало реально, - старая видеозапись. Возможности вездехода поражают даже с экрана. По раскисшему полю легко, не увязая в грязи, ездит на огромных колёсах машина. Затем она плавно спускается на воду и плывёт. А потом легко поднимается по крутому, почти отвесному склону. Причём делает это задним ходом!

Мы встречались с Евгением Николаевичем лет пять назад. Возможности машины удивляли даже самого изобретателя: «Она берёт преграды метровой высоты, легко преодолевает траншеи такой же ширины. Я давно интересовался трудами В. Грачёва, который после войны руководил специальным конструкторским бюро ЗИЛа. Там занимались военными разработками для ракетовозов. Грачёв боролся с явлением галопирования колеса, вызывающего колебания кузова, что было опасно при перевозке ракет. Он добивался снижения давления в колесе, и ему удалось довести его до 0,138 атмосферы. А я вышел на показатель 0,04 атмосферы».

В своё время Шемякин­ского пригласили с докладом в Институт машиноведения РАН. Вот выдержки из отзыва: «Многократно превосходит по проходимости аналоги и имеет право называться супервездеходом. Простота и технологичность… Беспрецедентные функциональные преимущества. Никогда не было столь многочисленного теоретического обоснования такому большому количеству концептуальных новшеств в конструкции автомобиля».

Но на этом история вездехода Шемякинского закончилась. Куда бы кулибин ни обращался с предложениями внедрить изобретение в производство, везде получал отказ.

Лишь в прошлом году пришло приглашение из департамента автомобильной промышленности Минпрома РФ. Но оно опоздало.

Евгений Шемякинский, отчаявшийся продвинуть своё детище, умер от сердечного приступа. Изобретение вездехода он считал главным делом своей жизни.

Ждем писем

Если вы своими руками сделали что-то полезное и необычное и желаете рассказать об этом всей стране, рубрика «Новые кулибины» - для вас! Пришлите в редакцию описание своего изделия и краткие сведения о себе. Приложите фотографии. Как знать, может быть, именно после публикации в «АиФ» вам удастся найти заинтересованных инвесторов и наладить промышленное производство своей разработки?

Пишите по адресу:

107996, Москва,

ул. Электрозаводская, 27, стр. 4,

«Аргументы и факты».

Или по электронной почте: letters@aif.ru. Сделайте пометку «Новые кулибины».