Восточный магнит. Космодром притянет мозги и технологии в Амурскую область?

Возведение стартового комплекса в самом разгаре. Через год отсюда планируется запустить «Союз-2». © / Виктория Гудкова / АиФ

За год до исторического события «АиФ» посмотрел, как идут дела на крупнейшей на сегодня стройке страны.

   
   

Интерес к космодрому непраздный: осенью на «Восточном» были выявлены хищения. Экс-главу Дальспецстроя - компании, которая возводит объект, - подозревают в растрате 1,8 млрд руб. В настоящий момент спецкомиссия, возглавляемая вице-премьером РФ Дмитрием Рогозиным, совместно со Счётной палатой и ФСБ проверяет все платежи организации начиная с 2010 г. и выясняет, насколько законно и эффективно расходовались средства. А на днях на космодроме сменился руководитель дирекции. Им стал бывший вице-президент Олимпстроя Кирилл Мартынюк. Не помешают ли все эти изменения сдать объект в срок?

Город будущего

Столица Амурской области Благовещенск встречает ярким солнцем. Местные жители с гордостью рассказывают, что количество солнечных дней здесь - как в Сочи. Отчасти из-за нахождения на «сочинской» оптимальной широте область и была выбрана местом для строительства главного российского космодрома. Сыграли роль и другие факторы: хорошее энергетическое обеспечение (благодаря Зейской и Бурейской ГЭС) и неплохая транспортная инфраструктура: в области есть два аэропорта, через неё проходят Транссиб и федеральная трасса «Амур». 

Именно по трассе «Амур», известной многим россиянам благодаря путешествию В. Путина на жёлтой «Ладе Калине», мы мчимся в посёлок Углегорск, рядом с которым и строится космодром. До 1994 г. здесь располагалась 27-я ракетная дивизия стратегического назначения. После её расформирования - космодром «Свободный», откуда даже было произведено 5 успешных запусков космических аппаратов. А в 2007 г. было принято решение о строительстве космодрома «Восточный».

«К 2008 г. ситуация в Углегорске была удручающая, - рассказывает Константин Чмаров, руководитель координационного центра космодрома «Восточный». - Типичный умирающий военный городок. Из 7000 жителей осталось всего 3000, треть из них - без работы. Трёхкомнатные квартиры стоили по 200-300 тыс. руб. Многие здания были разрушены. Да что говорить - даже плиты бетонные с дороги воровали! А строительство космодрома вдохнуло в посёлок жизнь!» 

Это заметно. В день нашего приезда в Углегорске открыли каток с освещением. Рядом возводится вторая очередь спортивного центра - бассейн. В культурно-досуговом центре (КДЦ) создан музей космодрома, а во дворе стоит спускаемый аппарат, в котором космонавты возвращаются на Землю. Такие есть всего в трёх российских городах! 

«Это город будущего, - с горящими глазами говорит Оксана Ерошенко, директор КДЦ. - С каждым годом к нам приезжает всё больше и больше людей. Сегодня жителей уже 7 тысяч, строителей - больше 8 тысяч. Одно плохо (смеётся) - сразу цены на жильё поднялись. Однокомнатную квартиру меньше чем за миллион уже не купишь!»

   
   

Для сотрудников космо­дрома, которых в перспективе может быть до 50 тыс. человек (включая строителей), строят отдельный микрорайон, который в самом ближайшем будущем вместе с Углегорском превратится в новый город Циолковский.

«С Байконура не уходим»

Дорога от Углегорска до стартового комплекса, откуда через год планируется запустить ракету-носитель «Союз-2», занимает полчаса. Едем по новой дороге вдоль новых железнодорожных путей. Железка - это главная транспортная артерия на космодроме, а мотовозы - главное средство передвижения. Они доставляют части ракеты сначала к техническому комплексу, где те испытываются и собираются, затем к стартовому комплексу. Замдиректора Спецстроя Александр Мордовец, показывая объекты, не скрывает гордости: «Ещё 4 года назад здесь была тайга...»

К 25 декабря строители забетонируют огненное кольцо, важнейший элемент стартового комплекса, а до конца года строительные объекты космодрома, обеспечивающие пуск ракеты-носителя «Союз-2», будут готовы на 80%. «Самый большой рывок в строительстве был сделан за последние 2 месяца, - продолжает Мордовец. - Хотя работать приходится в тяжелейших условиях. Мешает даже не холод, а сильнейшие ветра. Но всё запланированное построим в срок».

«Космодром для меня - дело чести», - признаётся «АиФ» и вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин (интервью с ним читайте в следующем номере «АиФ»), курирующий стройку, когда я осторожно интересуюсь у него, не предвидится ли проблем с Байконуром и Казахстаном, раз уж Россия так активно строит собственный космодром. «На прошлой неделе мы согласовали все спорные вопросы по космодрому Байконур с Казахстаном и уходить оттуда не собираемся, - рассказал вице-премьер. - Будем использовать его для международных космиче­ских коммерческих проектов, а «Восточный» строится под федеральные программы. Кроме того, космодром - это крупная стройка на востоке страны, куда планируется сдвигать всю космическую промышленность. Например, производство «Ангары» (тяжёлая ракета-носитель. - Ред.) будем переводить из Москвы в Омск на завод «Полёт». Оттуда её и до космо­дрома ближе транспортировать. Специалистов для нового космо­дрома тоже будем готовить в вузах Сибири и Дальнего Востока».

К реализации этой задумки в Амурской области уже приступили. В 2009 г. Амурский государст­венный университет подписал соглашение о сотрудничестве с Московским авиационным институтом и Южно-Уральским государственным университетом. 2,5 года студенты, желающие освоить аэрокосмическую специальность, учатся в АМГУ в Благовещенске, получая фундаментальные знания по математике, физике, биологии, а следующие 2,5 года учатся в МАИ или ЮУрГУ. Первые три человека из набора 2009 г. уже приехали работать на «Восточный», хотя преподаватели университета и другие заинтересованные лица всё-таки ратуют за то, чтобы получить аэро­космическую специальность можно было в Благовещенске, не выезжая в столицу. Потому что пока половина уехав­ших доучиваться студентов всё же не возвращается...

С другой стороны, поработать на «Восточный» едут студенче­ские отряды из разных регионов страны. Привлекает заработная плата - до 50 тыс. руб. за месяц работы и престиж трудиться на главной стройке страны. В 2014 г. здесь работали 445 студентов, в 2015 г. всероссийская студенческая стройка (а космодром уже получил такой статус) планирует принять 1200 учащихся. На «Восточном» надеются, что поработавшие здесь ребята вернутся сюда и после учёбы. После строительства первого стартового комплекса для «Союза-2» на «Восточном» будут строить второй - для «Ангары», потом третий... Перспективы есть.

Смотрите также: