«Елена» из подземелья. Как создаются тоннели московской подземки?

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

«Елена» — дама весьма солидных достоинств. «Рост» — 70 метров, «в талии» — 6 метров, вес — много тонн. Это и неудивительно: «Елена» — проходческий щит. И с 2001 года занята созданием тоннелей московской подземки.

   
   

Чтобы увидеть последнее рабочее место «Елены», мне пришлось спуститься на глубину 20 метров и оказаться буквально внутри щита. С сентября прошлого года этот щит трудится на строительстве участка Большой кольцевой линии (БКЛ) от «Лефортово» до «Авиамоторной». «Любовь» — коллега «Елены» — роет соседний тоннель через стенку.

Женское дело

Женские имена щитам придумали давать в Канаде: первый назвали в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. В Москве трудятся «Татьяна», «Анастасия», «Ольга», «Александра», «Арина», «Валентина», «Лилия» и другие дамы. «Елена» приехала к нам из Германии. Она опытная и современная. Бывают дни, когда она проходит по 15-16 метров. А если упирается в недружелюбный грунт (глину, например), скорость движения падает до 7-8 метров в день. В смену её обслуживают 16 человек.

На глубине 20 метров (максимально щит можно опустить и на 40 м) уже не увидеть метростроевцев с кирками и лопатами: процесс проходки автоматизирован. (Подробнее — см. инфографику.) «Елена», получая команду из кабины оператора, вгрызается в породу, смешивает её с раствором и по трубам отправляет смесь на поверхность в сепарационную — большое просторное отдельно стоящее здание, где смесь разделяют на фракции. Некоторые щиты так не умеют: вместо труб у них в боковых карманах конвейеры, по ним грунт движется к вагонеткам, и они вывозят его из-под земли.

Нажмите для увеличения

Кстати, в этом году исполняется 200 лет, как англичанин Марк Брюнель запатентовал первый щит. Александр I обращался к инженеру с просьбой спроектировать тоннель под Невой. Но в этом месте в Санкт-Петербурге появился мост, а щит Брюнеля спустя несколько лет пригодился при прокладке тоннеля под Темзой. В Москве проходческий щит впервые применили в 1933 г. на строительстве участка между Лубянкой и Театральной площадью. Американский инженер Джордж Морган предупреждал метростроевцев, что в сутки он проходит 75 см. Но наши рабочие поставили рекорд: одолели 4,5 метра за 24 часа. Сегодня 70% столичной подземки проложено щитами. И с их помощью московские строители первыми в мире начали прокладывать наклонные тоннели — для эскалаторных зон. Это произошло на станции метро «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской ветки.

Длиннее, чем в Пекине

В Москве вообще подземное пространство осваивается рекордными темпами: ведутся работы по проектированию и прокладке 180 км тоннелей метрополитена. «Темпы строительства действительно беспрецедентны, — считает председатель правления Тоннельной ассоциации России Константин Матвеев. — И сегодня в городе используются самые современные технологии: на вооружении у московских метростроителей находятся 33 щита. Причём впервые в истории в городе работают 10-метровые щиты, позволяющие одновременно строить сразу два тоннеля, что значительно экономит время».

«С начала года мы ввели в эксплуатацию уже 8 станций. Ещё на 16 планируем закончить работы в этом году. 24 станции в течение года — это лучший результат за всю историю метростроения российской столицы. Важным событием стало открытие первого участка Большой Кольцевой линии, крупнейшего проекта в истории строительства московского метрополитена. Сегодня работы ведутся на всех участках кольцевой: где-то уже началось строительство, а где-то проектируются станции. После реализации проекта БКЛ москвичи получат множество новых альтернативных маршрутов следования, которые значительно сократят время, затрачиваемое на поездку по городу», — рассказал «АиФ» заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

   
   
Нажмите для увеличения

Большая кольцевая (с 31 станцией) — самая протяжённая линия метро (69 км), строящаяся сейчас в Москве. Более того, она сможет стать и самой протяжённой кольцевой в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» — Вторую кольцевую линию пекинского метро (57 км).

Она объединит существующие радиальные и будущие хордовые ветки на расстоянии до 10 км и ближе от действующей кольцевой и поможет сэкономить время в пути. Со станций БКЛ можно будет сделать 19 пересадок на другие линии метро, 4 пересадки на МЦК, 5 пересадок на первоочередные Московские центральные диаметры «Одинцово — Лобня» и «Подольск — Нахабино», 11 пересадок на линии железной дороги.

На сегодня открыты 5 станций БКЛ — от ст. м. «Деловой центр» до «Петровского парка». Ст. м. «Лефортово», где тоннели прокладывают «Любовь» и «Елена», заработает в 2019-м.

Запустить все станции Большой кольцевой планируется в течение ближайших 4-5 лет.

Смотрите также: