Профессии будущего. Москвичи выбирают высшие учебные заведения еще в школе

Киселев Сергей / Агентство «Москва»

Столичное образование входит в тройку лучших образовательных систем мира, а московские школьники лидируют по уровню математической, естественно-научной и читательской грамотности. Все это подтверждается различными исследованиями. Последнее из таких — независимое международное исследование PISA-2018. Все эти достижения — результат тех изменений в сфере образования за последние годы, проведенных Правительством Москвы. Столица не только догнала мегаполисы с ведущими системами образования, но и даже обошла их. А выпускники московских школ без проблем поступают в ведущие вузы страны, успешно конкурируя с самыми умными школьниками со всей России.

   
   

Благодаря тому, что большие школы, пришедшие на смену значительному числу маленьких, теперь получают одинаковое высокое финансирование из бюджета, у всех юных москвичей, независимо от того, живут они в центре города или на окраине, есть все возможности реализовать свои способности и стать успешными.

Большие школы имеют все возможности для максимального раскрытия таланта каждого ученика. Здесь объединили нескольких образовательных организаций в интересах школьников и их семей, при этом сохранив преемственность обучающих программ. На выбор старшеклассников в каждой школе есть различные профили — медицинский, инженерный, академический, кадетский, ИТ, что было невозможно в маленькой школе.

Именно проект по предпрофессиональному образованию стал основой для создания уникальной образовательной среды — школ старшеклассников. Их задача — сформировать у учеников умения и навыки, которые помогут стать им востребованными специалистами в большом городе. Первые три школы успешно работают на базе корпусов школ № 1502, № 1560 и № 2097. Специализированная образовательная среда в таких школах позволяет ребятам окунуться в профессию, примерить ее на себя и сделать осознанный выбор своего дальнейшего профессионального и образовательного пути. Благодаря этому профильные вузы получают совсем других первокурсников — мотивированных на учебу и будущую профессию, серьезно настроенных на получение высшего образования.

В одиннадцатом классе школьники сдают экзамен по выбранной профессии, который принимают преподаватели вузов. Такое итоговое испытание состоит из теоретической и практической частей. Практику сдают в университетах. За экзамен выпускники получают дополнительные баллы, которые пригодятся им при поступлении.

Учеба в предпрофессиональных классах, успешная сдача ЕГЭ позволяют москвичам без проблем поступать в ведущие вузы, выдерживать конкуренцию с самыми умными школьниками России. Например, в Высшей школе экономики в этом году среди первокурсников 45% москвичей, в МФТИ — 30%, а в МИИТе — 28%. «Мне всегда нравились математика и физика, но я долго не могла определиться, кем стать. Благодаря обучению в школе старшеклассников я познакомилась с профессиями, связанными с этими предметами. Лично меня заинтересовало строительство. Поэтому сегодня я учусь в университете своей мечты. Главный плюс такой школы в том, что занятия здесь проходят по вузовской системе — лекции, семинары, практикумы ведут не только учителя, но и университетские преподаватели. Благодаря обучению в инженерном классе я без проблем сдала ЕГЭ, не прибегая к помощи репетиров», — рассказала выпускница инженерного класса школы № 1560 «Лидер», а теперь студентка Московского государственного строительного университета Дарья Журавлева.

Руководство столичных вузов отмечает, что выпускники таких тематических классов приходят получать высшее образование подготовленными, заинтересованными в дальнейшем обучении и с необходимым багажом знаний. Важную роль в этом играет то, что уроки у ребят ведут вузовские преподаватели и студенты старших курсов.

   
   

Третьекурсник Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Роман Мовсисян учебу в вузе мечты совмещает с работой педагога дополнительного образования в медицинском классе родной школы № 1560 «Лидер». «Связать свое будущее с медициной я решил в десятом классе, осознав, что медицина, не важно, клиническая или научная, будет актуальна всегда и везде. Поэтому я стал активно посещать кружки по подготовке к ЕГЭ и олимпиадам. Отучившись год в Сеченовском университете, я понял, что школьнику очень сложно адаптироваться к вузовским условиям. Поэтому я обратился в свою школу с предложением сотрудничества. Мне хотелось помочь ребятам понять, что из себя представляет медицинский университет, что их ждет в дальнейшем при поступлении в вуз. Одна из моих целей — заложить в их сознание основы клинического мышления, которое включает в себя умение составлять причинно-следственные связи между теми или иными событиями в нашем организме», — рассказал он.

По его словам, «медицинские классы в московских школах — это уникальный проект, который объединил талантливых учеников, первоклассное оборудование и опытных преподавателей. Ребята могут освоить огромное количество навыков, включая оказание первой помощи, изучать анатомию с помощью 3D-атласа, разгадать секрет рентгеновских снимков и многое другое».

Пока в школах старшеклассников учатся 10-классники и 11-классники. Но в ближайшем будущем число таких школ увеличится. Благодаря этому у ребят раньше появится возможность выбрать будущую профессию, углубленно изучить предметы школьной программы.

Смотрите также: