Примерное время чтения: 6 минут
226

Образование мирового уровня. Московские школьники получили высокие оценки

Григорий Сысоев / РИА Новости

Ученики столичных школ по результатам международного исследования качества образования PISA-2018 существенно улучшили свои показатели по всем трем направлениям (читательская, математическая и естественно-научная грамотность) по сравнению с результатами 2016 года, опередив подавляющее большинство стран-участниц.

Самый объективный рейтинг

«По читательской грамотности мы с шестого места попали в тройку. По математической грамотности Москва занимает пятое место, а до этого было шестое. По естественной грамотности Москва с 12-го переместилась на шестое место. По двум параметрам мы в два раза улучшили свои позиции и по математической грамотности уверенно двигаемся вперед», — озвучила заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

PISA — крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование регулярно проводится среди 15-летних школьников по всему миру. 

Рейтинг PISA считается одним из самых авторитетных оценочных исследований в сфере мирового образования. В экспертном сообществе отмечается непредвзятость и абсолютная прозрачность проводимых изысканий. Смухлевать с рейтингом PISA невозможно, ведь отбор школьников проводится методом случайной выборки. В исследовании 2018 года приняли участие более 7 тысяч учащихся из 151 школы Москвы. В педагогической среде высоко ценят систему оценки знаний учащихся PISA еще и потому, что задания, которые предлагаются школьникам, показывают не только объем знаний, но и умения применять их на практике. 

Осталось опередить Китай

По математической грамотности результат школ Москвы позволил столичному образованию войти в пятерку мировых лидеров. Более высокие результаты продемонстрировали только школьники из Сингапура и китайских провинций (Пекин, Шанхай, Цзянсу и Гуандун), а своих сверстников из Японии, Нидерландов, Финляндии и Канады москвичи по математике опередили. 

В естественно-научной грамотности Москва переместилась с 12-го на 6-е место, обойдя Финляндию, Южную Корею, Канаду, Тайвань и Великобританию. По читательской грамотности результаты московских школьников выросли до 534 баллов по сравнению с 519 баллами в 2016 году. Москва переместилась с шестого на третье место, оставив позади Канаду, Финляндию и Ирландию. По навыкам работы с информацией 15-летних москвичей опережают только школьники из Сингапура и Китая. 

С высокими результатами PISA москвичей поздравил руководитель Департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер. «По всем направлениям Москва занимает лидирующие позиции и входит в десятку лучших. Самым важным является то, что удалось перестроить московскую систему образования таким образом, что она позволила создать равные условия для всех обучающихся. Поэтому московские ученики показали, что они хорошо разбираются и в поиске информации, и могут найти разницу между фактом и мнением. Московские школьники показали очень высокие компетенции и развитый ум», — отметил Андреас Шляйхер. 

Модернизация московских школ

Цифры, баллы, мнения экспертов, взлет в рейтинговой таблице говорят о том, что модернизация школьного образования, принятая в столице, оказалась правильным решением, и независимые результаты PISA подтверждают, что в московских школах учат лучше, чем в подавляющем большинстве мировых стран. 

«Базовое условие, которое позволило достичь улучшения результатов, — это выработанная еще в 2011 году стратегия, направленная на то, чтобы не создавать отдельные сильные школы, а создать всем школам города равные возможности и требовать от них хорошего качества образования вне зависимости от того, в каком районе города эта школа располагается. В основу этой реформы был заложен подход, при котором в системе образования главным является ученик, и школы должны конкурировать за ученика», — отметила заместитель мэра Анастасия Ракова.

Определенный скепсис одно время вызывал процесс укрупнения школ, когда на смену более чем 4 тыс. маленьких учебных организаций и детских садов с разными бюджетами, возможностями и результатами пришли 537 больших школ. 

«Мировые исследования показали, что сегодня грамотная образовательная философия не должна строится на школоцентризме. Например, если в параллели не два 11-х класса, а десять, то у учеников есть выбор, и можно собраться в группу предпочтений с лингвистикой, или с химией и биологией, или с инженерией, или искусством. Одно из преимуществ — в большом образовательном пространстве не бывает образовательного тупика. Каждому ребенку возможно строить свою образовательную карьеру в своей школе», — считает директор школы № 548 «Царицыно», народный учитель России Ефим Рачевский.

У школ появилась возможность закупки недоступного ранее дорогостоящего оборудования для лабораторий и создания инженерных, медицинских, академических, IT и прочих классов. Сегодня сложно, да и практически невозможно найти школу в Москве, где нет Wi-Fi, а также вряд ли кого-то удивят интерактивные панели в классах даже начальной школы и персональные ноутбуки у учителей. 

«Начиная с 2011 года наши школы стали получать одинаковые деньги на одного ученика, т. е. деньги следуют не за школой, не за ее директором, а за учеником. Ресурсы школы зависят от количества детей, которые в нее стремятся попасть. Начинается нормальная здоровая конкуренция. Это привело к потрясающим результатам. Раньше многое зависело от того, где школа находится. Поэтому когда подводили итоги московского рейтинга в 2013 году, я отметил точками 20 самых успешных школ на карте Москвы, и получилось, что они находятся в СЗАО, в центре — в пределах Садового кольца, в районе Ленинского проспекта. А потом я проделал эту же работу в этом году. Смотрю, разброс этих точек колоссально увеличился: это и Марьино, и Орехово-Борисово, и Текстильщики. Т. е. школы оказались поставлены в одинаковые стартовые условия», — отметил Ефим Рачевский. 

Московский опыт для страны

1 сентября 2016 года стартовал проект «Московская электронная школа». Эта образовательная онлайн-платформа до сих пор не имеет аналогов в мире, в некоторых странах есть подобные разработки для учителей, но все они платные. МЭШ — единый электронный журнал-дневник для учителей, учеников и родителей. Электронными сценариями уроков может пользоваться любой учитель абсолютно бесплатно. 

Реформа столичного образования шагнула далеко за пределы школьных зданий — для столичных учеников классами и лабораториями стали музеи, театры, усадьбы и парки города, а также вузы, колледжи, предприятия и офисы ведущих компаний страны. 

Раньше повышение квалификации для учителей нужно было «для корочки», а сейчас — для знания. Ну и, конечно, благодаря школьной реформе труд учителя хорошо оплачивается. Средняя месячная зарплата учителей выросла в 3 раза — с 39,2 тыс. рублей до 117,5 тыс. рублей по итогам 9 месяцев 2019 года. Кроме того, педагоги регулярно получают стимулирующие выплаты за работу в МЭШ, классное руководство, профессиональные достижения. 

Еще один показатель качества образования — это доля ребят, сдающих ЕГЭ на «отлично». Она увеличилась с 11% почти до 50%. Количество школ, которые готовят победителей и призеров олимпиад, за последние годы увеличилось более чем в 3 раза. «Опыт Москвы очень важен и полезен для других регионов нашей страны, мы будем его анализировать и использовать. И хочу особо отметить, Москва заняла первое место среди регионов России в рейтинге управленческих механизмов, который Рособрнадзор впервые составил в этом году», — прокомментировал результаты Москвы руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах