Золотой первый этаж. Как сделать из своей квартиры офис, магазин или кафе

В связи с нехваткой в Москве малых коммерческих помещений всё большую популярность набирает перевод квартир в нежилой фонд с последующей сдачей под офисы, заведения общепита и магазины. АиФ.ru выяснил, какие квартиры подходят для такой переделки и как её осуществить.

   
   

Холодный расчёт

Перевод помещения в нежилой фонд привлекателен в первую очередь потому, что удачно расположенные коммерческие помещения сегодня ценятся выше жилых: «…при арендной ставке на жильё $350–500 за кв. м в год стоимость офиса составляет $500–1000, а торгового помещения — $2000–3000 за кв. м в год. Поэтому часто квартиры переделывают в офисы или магазины, чтобы получить больше прибыли от аренды — почти в 7 раз», — рассказала АиФ.ru Екатерина Чермошенцева, консультант департамента оценки жилой недвижимости консалтинговой группы «Апхилл».

«Другими словами, сдавая, например, двухкомнатную квартиру площадью 60 кв. м в районе станции метро «Сухаревская» традиционным способом, собственник получает около 55–60 тыс. рублей. Если же в ней организовать магазин или офис, можно получать 70 тыс. рублей ежемесячно, то есть дополнительная прибыль составит порядка 20 %», — считает Анна Соколова, директор департамента аналитики и консалтинга компании «Метриум Групп».

По данным экспертов, при продаже квартиры, переведённой в нежилой фонд, её стоимость увеличивается минимум на 25 %. Плюсом такой переделки является и большая благонадёжность арендаторов, снимающих офис. Помещения под магазины, кафе и офисы редко снимаются на короткий срок, а значит, не нужно искать новых и тратить время, нервы и деньги.

Первая линия у метро

Не всякая квартира годится под офис или магазин. «Из-за дефицита небольших коммерческих помещений порядка 40–80 кв. метров именно эти площади пользуются повышенным спросом. Естественно, одни из основных требований — это центр и близость к метро, расположение на первом или втором этаже, и лучше, если на лестничной клетке будет минимум соседей», — считает Вадим Ламин, управляющий партнёр агентства недвижимости Spencer Estate.

«Кроме того, дом должен быть расположен на первой линии пешеходной улицы, окна квартиры должны выходить на эту улицу, что позволит впоследствии организовать оттуда отдельный вход в помещение. При таких характеристиках ликвидность будущего помещения становится максимально высокой», — полагает и. о. руководителя департамента коммерческой недвижимости компании «НДВ-Недвижимость» Елена Орлова.

Проблемы с соседями и большие коммунальные платежи

Процесс перевода жилья в нежилой фонд довольно сложный. «При переводе квартиры в нежилой фонд необходимо учитывать существенные финансовые затраты на оформление необходимых документов. Кроме того, на то, чтобы собрать все документы, выполнить проект и согласовать его, уйдёт много времени. Не стоит также забывать, что содержание коммерческого помещения обойдётся дороже, чем содержание жилой квартиры (возрастут коммунальные платежи)», — считает Инна Игнаткина, директор отделения компании «МИЦ-Недвижимость на Пресне». Кроме того, против такой переделки квартиры могут быть соседи.

   
   

Сдавая жильё под коммерческие цели, не переводя его официально в нежилой фонд, собственник берёт на себя определённый риск: подобная деятельность незаконна. В случае если до налоговой инспекции дойдёт информация о такой эксплуатации жилого помещения, на нарушителя налагается штраф (от 1 до 1,5 тыс. рублей) или предупреждение.

Список документов и сроки

Для перевода жилого помещения в нежилое необходимо подготовить следующие документы: согласие жильцов дома, правоустанавливающие документы на квартиру (свидетельство о праве собственности), техпаспорт квартиры, поэтажный план из БТИ, а также проект перевода, заказанный в специальной проектной организации.

Готовый проект дополнительно согласуется в учреждениях, осуществляющих надзор за соответствием документации нормам строительства, санитарным и противопожарным правилам. Все эти документы необходимо представить в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы.

По данным юриста коллегии адвокатов «Юков и партнёры» Екатерины Баглаевой, срок подготовки проекта перепланировки, сбора пакета остальных документов, рассмотрения заявления составляет 45 дней. К этому сроку нужно приплюсовать время, необходимое на проведение перепланировки и получение акта приёмочной комиссии: от двух недель до двух месяцев.

Спрос будет расти

По мнению большинства экспертов, спрос на малые коммерческие площади в Москве в ближайшие годы снижаться не будет. По данным Инны Игнаткиной, в настоящее время в центре Москвы в домах на первых этажах почти не осталось жилых квартир. Более того, начала набирать обороты тенденция, связанная с переводом в нежилой фонд квартир на втором этаже.