Госдума шестого созыва лидирует по числу депутатов, лишённых неприкосновенности. По закону, народные избранники не могут быть привлечены к уголовной ответственности или арестованы, независимо от того, какие обвинения выдвигают против них следственные органы.
Лишить депутата иммунитета могут только его коллеги. Для этого Генпрокуратура должна обратиться в одну из палат парламента с соответствующим представлением. После этого депутаты собираются на специальное заседание, где решают, достаточны ли представленные прокурором основания для того, чтобы позволить прокуратуре возбудить дело против народного избранника. Вопрос о снятии неприкосновенности решается большинством голосов.
С 2012 года Госдума и Совет Федерации воспользовались этим правом семь раз. Это больше, чем за все предыдущие созывы, вместе взятые. Только с начала лета 2014 года неприкосновенности лишились сразу три парламентария. АиФ.ru вспомнил судьбы всех депутатов, лишённых иммунитета в Госдуме шестого созыва.
Владимир Бессонов
Первым иммунитета был лишён депутат от КПРФ Владимир Бессонов. В июле 2012 года Госдума дала своё согласие на возбуждение против него уголовного дела.
По версии следствия, 2 декабря 2011 года в Ростове-на-Дону Бессонов организовал несогласованный митинг, в котором участвовали более 100 человек. Полиция потребовала прекратить акцию, депутат и другие организаторы отказались сделать это. После того, как полицейские самостоятельно попытались отключить звукоусиливающую аппаратуру, участники митинга, включая Бессонова, вступили с ними в драку.
Сам депутат эти обвинения отвергает и заявляет, что к уголовной ответственности нужно привлекать не его, а сотрудников ростовской полиции, которые, по его мнению, сами превысили должностные полномочия.
В Госдуме отмечают, что Бессонова лишили неприкосновенности частично: в отношении него могут проводиться все необходимые следственные действия, но его нельзя арестовать или провести у него обыск.
Вот уже два года, как Бессонов находится под следствием, но по-прежнему сохраняет депутатский мандат. В партии говорят, что представители Следственного комитета «традиционно» раз в год предъявляют ему обвинение в умышленном причинении вреда здоровью милиционера, но дальше этого дело не идёт.
Геннадий Гудков
Через два месяца после Бессонова неприкосновенности лишили бывшего эсера Геннадия Гудкова. По требованию Генпрокуратуры коллеги забрали у него не только депутатский иммунитет, но и сам мандат. Основанием для досрочного прекращения полномочий стал якобы имеющийся у Гудкова незаконный бизнес в Болгарии (по закону депутаты бизнес вести не должны). Ранее депутаты требовали от Гудкова добровольно сдать мандат за то, что он участвовал в митинге 6 мая 2012 года. Думская комиссия по этике признала этот факт порочащим законодательную власть. Гудков тогда сдавать мандат не стал.
После того, как в сентябре 2012 года Гудкова лишили мандата, Генпрокуратура попыталась возбудить против экс-депутата уголовное дело, но не смогла. Конституционный суд, куда с жалобой на действия коллег обратился Гудков, постановил, что до конца судебного разбирательства по делу о незаконном бизнесе в Болгарии Гудков сохранит депутатскую неприкосновенность. Благодаря «продлённой» таким образом неприкосновенности без мандата, к уголовной ответственности Гудков привлечён не был.
Константин Ширшов
В феврале 2013 года депутатской неприкосновенности был лишён коммунист Константин Ширшов. Госдума удовлетворила запрос Генпрокуратуры, которая собрала материалы для возбуждения против депутата уголовного дела о попытке продать думский мандат за 7,5 млн евро. По версии следствия, Ширшов предлагал жителю Подмосковья за эту сумму включить его кандидатуру в федеральный список КПРФ на выборах в Госдуму с последующим гарантированным избранием. В отличие от остальных депутатов, Ширшов не возражал против лишения его иммунитета и даже сам подал заявление о добровольном сложении депутатской неприкосновенности для участия в расследовании. При этом мандат он сохранил.
Разбирательство по делу Ширшова длилось больше года. В итоге в мае 2014 года суд признал коммуниста виновным в покушении на мошенничество в особо крупном размере и приговорил к 5 годам колонии и к штрафу 700 тысяч рублей. Ширшов был взят под стражу в зале суда. Если адвокатам коммуниста не удастся обжаловать решение суда, он станет первым депутатом, лишённым мандата из-за приговора по уголовному делу.
Олег Михеев
Тогда же, в феврале 2013 года, неприкосновенности лишили ещё одного депутата — справедливоросса Олега Михеева. Госдума разрешила Генпрокуратуре возбудить против него дело по трём уголовным статьям: покушение на мошенничество, мошенничество в особо крупном размере и давление на суд. Михеева подозревают в мошенничестве с недвижимостью Волгоградского мотостроительного завода на 500 миллионов рублей, а также в покушении на похищение 2,1 миллиарда рублей «Промсвязьбанка».
В течение последнего года депутат пытался оспорить в суде лишение его неприкосновенности, но суд ему отказал. В настоящее время завершены следственные мероприятия по двум эпизодам уголовного дела против парламентария, по третьему эпизоду — мошенничество с недвижимостью — следствие продолжается. Михеев сохранил мандат и по-прежнему активно вносит законодательные инициативы.
Алексей Митрофанов
В июне этого года иммунитета лишили справедливоросса, главу комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексея Митрофанова. Следственные органы подозревают его в вымогательстве 200 тысяч долларов, но пока его планируют допросить лишь как свидетеля. Речь идёт о вымогательстве — с экс-соучредителя компании «Арктур-Строй» Вячеслава Жарова требовали 200 000 долларов за помощь в арбитражном разбирательстве.
12 мая 2012 года в холле гостиницы «Ренессанс» на Олимпийском проспекте в Москве оперативники задержали Рашида Саутиева и Александра Деревщикова в момент получения ими 2,25 млн рублей. Это, уверены следователи, был первый транш той самой суммы, которую задержанные вымогали у Жарова. В момент передачи денег неподалеку от Саутиева и Деревщикова располагался Митрофанов. Следствие установило, что задержанные хорошо знакомы с Митрофановым. После получасовой беседы с оперативниками депутат был отпущен, поскольку имел депутатскую неприкосновенность.
В тот же день, когда Госдума проголосовала за лишение его иммунитета, Митрофанов поспешно улетел за границу — на лечение, как утверждает сам депутат. В какой именно стране он сейчас находится, неизвестно.
Константин Цыбко
25 июня 2014 года неприкосновенности лишили сенатора от Челябинской области: Константина Цыбко подозревают в получении взятки в размере 28 миллионов рублей.
Показания против сенатора дал бывший глава администрации города Озёрска Челябинской области Евгений Тарасов, когда его самого привлекли к ответственности по делу о хищениях из городского бюджета. Со слов градоначальника, который сейчас отбывает наказание в колонии, Цыбко за сумму 18 млн рублей обещал ему пост сити-менеджера Озёрска. Деньги на взятку Тарасов позаимствовал из городской казны. Показания Тарасова, по данным Следственного комитета, подтвердили записи телефонных разговоров Цыбко, которые производились по решению Мосгорсуда. Кроме того, Цыбко подозревают в том, что за 10 млн рублей он обещал своё покровительство местным челябинским бизнесменам.
Цыбко настаивает на своей невиновности. Он продолжит быть сенатором от Челябинской области до сентября 2014 года, когда истекает срок его полномочий, заявили в Совете Федерации. Иммунитета его лишили пока частично: уголовное дело против него завести можно, но задержать и обыскать сенатора по-прежнему нельзя.
Николай Паршин
Уходя на летние каникулы, на последнем пленарном заседании весенней сессии депутаты лишили неприкосновенности ещё одного своего коллегу — коммуниста Николая Паршина. Его обвиняют в мошенничестве, совершённом «с группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере». По данным следствия, Паршин, будучи депутатом Волгоградской облдумы, инициировал покупку здания школы. Сумма сделки — 25 млн рублей — почти в 100 раз превысила рыночную стоимость здания. Деньги на покупку школы были выделены из муниципального и областного бюджетов. Предполагается, что сам депутат получил после совершения сделки 11 млн рублей.