Чиновники заявили, что кризис закончился. Экономисты говорят, что не для России

   
   

Минэкономразвития опубликовало данные о росте отечественного ВВП: показатель повысился на 7,5% во втором квартале 2009 г. по сравнению с первым. По заявлению Андрея Клепача, заместителя министра экономического развития, инфляция в августе может составить 0,3—0,4%.

Казалось бы, вот оно — оживление, рост. Но далеко не все экономисты настроены так позитивно:

— Только первые два-три месяца, как статистика показывает незначительный рост, — рассказал AIF. RU Антон Данилов-Данильян, профессор кафедры госуправления и экономики общественного сектора факультета экономики Высшей школы экономики, — а если смотреть годовую статистику, то тенденции и вовсе отрицательные (по сравнению c 2008 г. российская экономика снизилась на 10,9% — это хуже, чем у всех стран «Большой восьмерки» и «двадцатки». — Ред.). Летом цифры роста «обманчивы», потому что до этого — весной — темпы производства падали, и теперь идет, можно сказать, вынужденное небольшое наращивание запасов. Но это не показатель роста экономики в целом. Да, промышленность работает, забивает склады, но спроса нет.

Единственное, на чем мы, впрочем, как и всегда, держимся — это сырье, нефть. И то только потому, что некоторые страны, например, Китай, ведут политику «накапливания» энергоресурсов. Если направление их экономики изменится и они перестанут тратить (а значит мы — зарабатывать) огромные средства на энергосырье, то доходы России катастрофически упадут.

Это то, что касается международной экономической политики. Но и внутри страны положение вряд ли скоро можно будет назвать бескризисным. Отечественные компании сокращают производство. Статистика может показывать рост потому, что те предприятия, которые совсем «загнулись», «выходят из игры» и их просто не учитывают при подсчете. Предприятия не развиваются: нет средств, а кредиты дорожают. Да и потребление в стране продолжает падать — заключил экономист.

Почему падает потребление — понятно. Рядовое население в ожидании возможных увольнений старается меньше расходовать — даже те, кто зарабатывает, как раньше, покупать стали меньше, больше откладывают «на черный день».

   
   

Но чиновники из Минрегиона упорно предсказывают и дальнейшее улучшение в экономике. Хотя и с оговоркой, что его может «подпортить» авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Из-за неё, по словам Андрея Клепача, в сентябре не исключена «пауза в росте».

— Списывать возможное падение показателей на чрезвычайное происшествие с ГЭС неправильно, — говорит Антон Данилов-Данильян. — Это только одна отрасль — электроэнергетическая. Конечно, она затрагивает и остальные, но именно в кризис не так сильно, как раньше. Тем более, что ещё недавно заявляли о профиците электроэнергии. Много её высвободилось и после частичной остановки работы многих предприятий. Так что катастрофа на Саяно-Шушенской гидростанции не может существенно повлиять на экономику. Хотя может стать одной из причин ухудшения экономической ситуации.

Цены на электроэнергию на оптовых рынках внутри страны уже начали расти. Увеличивается стоимость и на другие энергоносители. Нефть снова подбирается к 75 долл. за баррель — нам-то хорошо, но именно это, по мнению Нуирэля Рубини, профессора Нью-Йоркского университета (одного из предсказателей кризиса) приведет к очередной волне рецессии:

— В прошлом году рост цен на нефть до 145 долл. за баррель стал поворотным пунктом для экономики, поскольку создал негативные условия для международной торговли и спровоцировал шоковую ситуацию в странах-импортерах, Мировая экономика может не выдержать аналогичного шока, который будет вызван спекулятивным ростом цены на нефть до 100 долл. за баррель.

Продовольствие и энергоносители дорожают гораздо быстрее, чем восстанавливается экономика, и это, утверждает американский экономист, может стать еще одной причиной новой волны кризиса.

Смотрите также: