На дне кубышки. Что будет с «финансовой подушкой» России?

Гудбай, Америка? 

«Резервы для того и создавались, чтобы их расходовать тогда, когда это будет необходимо, - говорит Борис Рубцов, зав­кафедрой финансовых рынков Фин­университета при Правительстве РФ. - Окончательное исчерпание им не грозит. Российские резервы в совокупности, включая бюджетные фонды и золотовалютные резервы ЦБ, дают очень приличную цифру, при этом «заначка» ЦБ значительно больше бюджетной (см. инфографику). Сейчас, слава богу, не 1998 год, когда были только резервы ЦБ, да и те не сильно превышали 12 млрд долларов».
   
   

Технология накопления и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния проста. Формируются фонды в валюте за счёт нефтегазовых поступлений в бюджет, благодаря налогу на добычу полезных ископаемых и экспортным таможенным пошлинам на нефть, газ и бензин. Как только правительство хочет «распечатать заначку», ЦБ выпускает необходимое количество рублей, за которые покупает у Минфина инвалюту. Фактически деньги переходят из Минфина в соб­ственность Центробанка.

«Финансовая подушка» России по-прежнему размещается главным образом за рубежом и в иностранных активах - ценных бумагах и валюте. Львиная доля средств по-прежнему вложена в долговые обязательства США, хотя в последнее время Россия активно продаёт американские бумаги и за месяц сместилась с 16-го места на 18-е по объёму этих вложений. 

Нефть поможет?

Правительство заявило, что рассчитывает на пополнение бюджета за счёт приватизации крупнейших госкомпаний, а также займов - как внутренних, так и внешних, с помощью выпуска гособлигаций. Однако с нефтяными сверхдоходами эти поступления всё равно будут несопоставимы, и наступило «время тратить», единодушны эксперты.

«Ещё до конца не ясно, что будет с ценой на нефть, так что в эйфорию от её роста впадать не стоит, - предостерегает Андрей Бунич, экономист, глава Союза предпринимателей и арендаторов России. - Резерв­ных фондов хватит года на три. Дефицит госбюджета на самом деле будет больше, потому что реальные расходы всегда больше запланированных. Не нужно забывать и о том, что год предвыборный, и о выполнении «майских указов» президента (об увеличении зарплаты бюджетникам в регионах. - Ред.)».

«Соцобязатель­ства в предвыборный год будут финансироваться по высшему разряду», - согласен Никита Исаев, директор Института актуальной экономики. Игнорировать «социалку» не позволяет обстановка, продолжает он: «С августа началось сокращение реальных доходов населения уже в рублях. Люди теряют работу, параллельно растёт скрытая безработица. Цены сильно не поднимаются, но денег у населения становится меньше». Средства Резервного фонда пойдут исключительно на «соцобязательства» - придётся «прихватить» даже часть Фонда национального благосостояния. В 2018-м на дефицит бросят уже только ФНБ. «ФНБ уже частично потрачен, частично распределён на инвестирование в различные проекты», - напоминает А. Бунич.

По словам министра финансов, благодаря дополнительным нефтяным доходам будет также сформирован фонд правительства, средства которого пойдут на поддержку ключевых отраслей экономики. «В России государство является главным инвестором, - напоминает Н. Исаев. - Если мы получим какую-то внятную экономическую программу, то есть шанс потратить средства фондов не впустую. Без программы мы просто проедаем наши резервы, продолжая уповать на рост нефтяных цен».

   
   

Смотрите также: