Никита Исаев, директор Института актуальной экономики:
— Чиновники, получив указкой по рукам, впали в ступор: бюджет трещит по швам. А как латать брешь, если больше денег с людей тянуть не разрешили? При цене на нефть в 40 долл. за баррель, которую закладывает Минэкономразвития в базовом прогнозе, дефицит бюджета в следующем году может составить 3,5 трлн рублей. А в Резервном фонде к началу года будет лишь около 1,5 трлн. Если избегать «шоковой терапии», то остаётся два варианта — увеличивать внешний долг или использовать внутренние ресурсы. Первый вариант знаком Греции: ради получения финансовой поддержки там приходится не только принимать антинародные меры, но и продавать имущество более успешным европейцам, в первую очередь немцам. Такой вариант ставит под угрозу суверенитет страны. Получается, что внутренние ресурсы — единственный выход из кризиса.
А резервы у нас есть. Сейчас огромные суммы тратятся в рамках госзакупок: порядка 25 трлн рублей в год. А сама их система устроена так, что из-за приписок, сговора и откровенных хищений расходы растут на 10%. И так во всех отраслях — сотни миллиардов рублей выделяют на поддержку неэффективных госкорпораций, порядка 17 млрд съедают страховые организации, выполняющие исключительно функцию перечисления средств из ФОМС в больницы... Даже постепенное сокращение этих трат позволит сэкономить порядка 2-2,5 трлн рублей в 2017 г. Оставшуюся брешь можно временно подлатать из золотовалютных резервов. Такая мера позволит экономике выйти из замкнутого круга, когда развития нет из-за отсутствия денег, а денег нет из-за стагнации.
Читайте также: Яков Миркин: российская экономика слаба и потихоньку слабеет дальше
Пока же в правительстве, похоже, только сделали вид, что восприняли указание президента: нет никаких намёков на кардинальные меры... А потом — сюрприз: все узнают о повышении налогов и сборов, о снижении соцподдержки и очередной девальвации рубля...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции