«Сланцевый газ нам не нужен». Эксперты об энергоресурсах в России и США

Американцы - лидеры по добыче углеводородов из сланца.  © / Дональд Гиллиланд /«Патриот-Ньюс», Пенсильвания / Из личного архива

   
   

Запах нефти

Активную добычу сланцевой нефти и газа в США не зря назвали сланцевой революцией. В самих Штатах она уже привела к неожиданным последст­виям. Например, в середине 2012 г. в Пенсильвании, одном из самых «нефтедобывающих» штатов США, чуть не обвалился рынок энергоресурсов. Топлива из сланца тем летом было добыто настолько много, что его цена упала... ниже себе­стоимости! «Это могло превратиться в национальную катаст­рофу - несколько сланцевых разработок закрылось, сотни тысяч людей лишились рабочих мест», - вспоминает журналист Дональд Гиллиланд, занимающийся расследованиями в этой области уже больше 10 лет.

Лишь после того как главы компаний встретились и совместно решили... нет, не поднять цены на рынке, а лишь сократить добычу, что автоматически подняло розничные цены, отрасль была спасена.

Особенно парадоксально эта ситуация выглядит, если учесть, что себестоимость сланцевого топлива намного выше, чем обычного! Газ и нефть добываются из слоистой горной породы с помощью сложных и дорогостоящих технологий: горизонтального бурения, гидро­разрыва сланцевого пласта, а иногда и имитации землетрясения (сейсмическое моделирование).

«Кроме того, в этой сфере фактически нет достоверной геологоразведки. Если есть мнение, что в каком-то месте расположены залежи продуктивного сланца, единственное, что можно сделать, - провести тестовые бурения скважин», - рассказывает

Терри Энгелдер, профессор геологии Университета Пенсильвании. Он кладёт на стол кусок сланца размером с небольшой ноутбук и предлагает мне разбить его молотком. Когда сланец разлетается на куски, по комнате распространяется привычный запах бензина. На поверхности осколков - фиолетово-зелёные «бензиновые» разводы. Вот он, искомый углеводород. Получить газ и нефть можно далеко не из каждого сланца, только из определённых слоёв залегания. Известно множество случаев - как в США, так и в других странах, - когда огромные деньги были затрачены на тестовые бурения, но вложения не окупились: сланца в земле не оказалось или его нашли так мало, что дальнейшая добыча стала бы только пустой тратой денег.

Сланец в кошельке

«Средняя себестоимость добычи сланцевой нефти - 30-50 долл. за баррель. А той, что добывается традиционным способом в России, - в среднем 5 долл., - говорит

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности. - При стоимости нефти в 100 долл. за баррель добывать рентабельно и ту и другую, но прибыль при добыче традицион­ным способом гораздо выше. Большую её часть в России забирает государство в виде различных налогов. В США, кстати, именно потому, что добыча нефти из сланца слишком затратна, компаниям предоставили налоговые льготы. Это произошло ещё в конце 1970-х, когда добыча из традиционных источников там стала падать. Собственно, сланцевая революция в Штатах и стала возможна благодаря особенностям законодательства. В США, например, хозяин земельного участка владеет в том числе и тем, что находится под ним, и может спокойно разрабатывать недра. В России же для этого необходимо получить лицензию. Кроме того, американские компании имеют доступ к дешёвым кредитам, там хорошо развит рынок подержанного бурового оборудования».

Объёмы добычи топлива в США напрямую сказываются на кошельках простых американцев. Чем больше сланцевых ресурсов добыто - тем ниже становятся цены на рынке, тем меньше платят домохозяйства, живущие «на газу», дешевле обходится бензин автомобилистам. В России владельцы автомобилей и газовых плит о таком лишь мечтают.

«На рынке добычи сланцевой нефти и газа в США трудятся десятки частных компаний. При этом добывают топливо одни, владеют участками с залежами другие, поставляют топливо по всей стране третьи, - поясняет Дональд Гиллиланд. - Здесь рыночная конкуренция в чистом виде».

   
   

С журналистом солидарен Терри Энгелдер: «Вопрос о том, почему сланцевое топливо стоит намного меньше российских энергоресурсов, притом что добыча последних сильно дешевле, не очень корректен. Если бы в России добыча ­углеводородов регулировалась рынком, а не являлась монополией, цены были бы совсем другими».

Они были бы другими, если бы их не подогревали раздутые штаты нефтяных и газовых компаний, огромные бонусы их руководства, гигантские траты на спортивные команды, на покупку звёздных футболистов и корпоративы.

Нам не конкуренты?

Понятно, что в России разработка сланцевого топлива вряд ли привела бы к снижению цен для граждан. Так нужно ли оно нам вообще? «Сланцевый газ точно не нужен - у нас огромные запасы традиционного, - считает Игорь Юшков. - С неф­тью ситуация другая. Добыча нефти в России растёт, но только за счёт одного Ванкорского месторождения «Роснефти» в Красноярском крае. Нужно развивать другие источники. В некоторых регионах пытаются реанимировать добычу из старых месторождений, таким компаниям предоставляют налоговые льготы. Есть проект по добыче сланцевой нефти в Западной Сибири, на группе Салымских месторождений, которые осваивают совместно «Газпром» и «Шелл».

Что касается угрозы конкуренции, то в США 4 проекта строительст­ва заводов по сжижению газа получили право экспорта. Но, учитывая стоимость сжижения и транспорт­ные расходы, такой газ будет продаваться в Европе по 550-600 долл. за тысячу кубометров и вряд ли станет конкурентом российскому трубному, который на 100 долл. дешевле. Скорее всего, США пойдут на рынок Азии. Там им придётся столкнуться с едва ли не дармовым газом из Катара, но его на всех не хватит. Так что, возможно, газ из США найдёт покупателей. «Газпром», который планирует запустить проект по сжиженному природному газу во Владивостоке в 2018 г., будет конкурировать с американцами на этом азиатском направлении».

Смотрите также: