Кризис агропромышленности: в селе нет поддержки предпринимательства

Василий Мельниченко, директор ООО «Галкинское» (Свердловская обл.)    
   

На прошедшем недавно в Москве экономическом форуме, пожалуй, самым ярким стало выступление В. Мельниченко, руководителя хозяйства из Свердловской обл., который попытался привлечь внимание светил нашей экономики не к мировому финансовому кризису, а к проблемам родной деревни и российского сельского хозяйства.

«АиФ» публикует стенограмму его выступления (авторская речь сохранена).

«Мы провели буквально позавчера заседание правления своего хозяйства. Конечно, в первую очередь выразили своё возмущение действиями Европы по Кипру. Похоже, мы сеяться уже не будем через это - некогда будет заниматься (речь идёт о том, что в преддверии посевной все мысли чиновников заняты не проблемами отечественного сельского хозяйства, а тем, сколько денег сгорело у тех, кто скрывал на Кипре свои средства от российских налогов. - Ред.).

Рост есть. Нищеты

Мы закончили 2012 год очень печально. При неплохой урожайности, при неплохой ценовой политике (мы продали картофель по 6 рублей, зерно по 7 рублей - считаем, это хорошо) мы не можем платить заработную плату! За последние три года электроэнергия выросла в 2,5 раза, дизельное топливо - в 2,5 раза. Это выросло, а цена на сельскохозяйственную продукцию осталась та же, что была в 2009 году.

Что касается выступления Клепача (замглавы Минэкономразвития. - Ред.) по росту. Возможно, он есть. У нас в районе тоже как бы что-то растёт. Открыли 4 детских дома за последние несколько лет. Четыре богадельни - дома престарелых. В прошлый год заложили прекрасную тюрьму на 2000 мест. (Смех, аплодисменты.)

   
   

У меня времени нет! Не хлопайте!

Построили свинокомплекс «Уральский». Действительно, вроде планируется рост большой. Но мы помним, как строили в 1980-х годах комплексы: ни один из них уже не работает. Где-то девять сёл и деревень попали в экологический коллапс. Жить невозможно! 200 000 свиней сделали жизнь людей невозможной. Очистных сооружений нет и не предвидится! Если построить настоящие очистные сооружения, свинина будет стоить по 300 рублей за килограмм.

Наше хозяйство занимается овощами. Выращиваем мясо. Нас цены устраивали, не устраивают тарифы. Не могу идти в банк - у меня фамилия, видимо, не подходит туда, потому что... никакой кредит тебе не дадут, а тем более льготный. Не дают кредиты для села. Нечего заложить. У этих кредитов настолько высокий процент, что мы неконкурентоспособны. А вы ж не забывайте - мы вступили в ВТО.

Почему мы на этом форуме (я в том числе) присутствуем? Что мы хотим? Хотим, в общем-то, выработать чёткую экономическую программу. Может, даже и социальную. Потому что, по большому счёту, уровень бреда уже превысил уровень жизни в России на самом деле. (Аплоди­сменты.)

Почему так говорю? Потому что смотрю телевизор. С одной стороны, вроде что-то изменилось. То всё были катания на льду... теперь нам сериал про невест Сердюкова показывают, что приятно тоже смотреть.

Но что не хотелось бы, чтобы было? Не хотелось бы, чтобы были такие новости, а они есть: председатель «Россельхозбанка» какого-то районного масштаба украл 250 миллионов рублей. Банкир, выезжая в Лондон, прихватил на карманные расходы 200 миллиардов рублей. (Единичные аплодисменты.) Значит, там - 5 миллиардов украли. В ЖКХ - 5-7 миллиардов украли. Трубы не работают, вода не течёт. Нам нужна такая экономика?

Мы говорили, долго запрягаем свою эту, как его, - тройку! Так, может, мы не тех лошадей запрягаем в тройку? (Смех, аплодисменты.)

Слишком много нахлебников

На самом деле мы должны выработать сейчас внятную, чёткую «дорожную карту», представить её правительству, президенту. Попробовать провести с ними совместные обсуждения и принять решение: будем мы сырьевым придатком или каким.

По большому счёту, то, что сегодня мы обсуждали, очень большое дело: кризис Европы, кризис всего. А вы сами-то подумайте, как мне жить там, в деревне, при зарплатах людей 3, 5, 7 тысяч рублей? Когда у нас депутаты уже действительно честно возмущаются, что «160 тысяч рублей - маленькая зарплата»! (Единичные аплодисменты.) И они правильно говорят! Нам бы тоже хотелось чуть-чуть больше как бы, да? (Смех в зале). Вы купили в магазине туфли, и у вас они жмут - вам какое дело до того, что мир широк?

Что бы хотел? Что могу? Могу многое. Вот мы в хозяйстве по­строили завод по производ­ству фильтровальных материалов. Мы продаём их за рубеж: Литва, Вьетнам, Узбекистан. Мы в 20 городах России перегрузили водоканалы на свой материал. Мы бы хотели производить конкурентоспособную продукцию. И мы это умеем!

Мы произвели оборудование по производству пеностекло­керамики, которое сегодня продали в Литву. Владимир Иванович (Якунин, «РЖД». - Ред.), мы разработали прекрасный шумопоглощающий материал для производства шумопоглощающих панелей. Пожалуй­ста, когда будем строить скоростные поезда, давайте будем его использовать.

Мы умеем работать. Мы знаем, как дома построить, и знаем, как сажать цветы. И знаем, как сады сажать. Мы можем работать. Но у меня на сегодняшний день в районе как минимум 20 контролирующих организаций (учреждений). 

Притом что я строю всё, что работает, они приходят, и, вы знаете, как будто из вредности, как будто в некой инструкции написано, чтобы всем стало хуже! И начинается - 126 тысяч рублей за аттестацию рабочих мест, 200 тысяч туда, 300 тысяч туда. Никакой поддержки развития предпринимательства на селе не существует на сегодняшний день! Спасибо». (Аплодисменты.)