«АиФ.ru»: – Можно ли сказать, что процедура вступления в ВТО полностью завершена или правительству придётся принимать ещё какие-либо поправки?
Н. В.: – За прошедшие десять лет мы согласовали всё, что было необходимо. Речь идёт о более чем 450 поправках в российском законодательстве, утверждённых с 2001 по 2011 год. Теперь просто: все принимаемые вновь законодательные акты не должны противоречить нормам ВТО, и Россия должна выполнять взятые на себя при вступлении обязательства.
«АиФ.ru»: – В чём главные плюсы вступления в ВТО для России?
Н. В.: – Есть несколько моментов. Во-первых, все принятые в ходе вступления в эту организацию законодательные акты не только касаются внешних экономических отношений России, но и регламентируют внутреннюю экономическую политику. Например, в 2006 году в России был принят закон о защите конкуренции, до этого государство не несло никаких обязательств по осуществлению подобных механизмов контроля. Во-вторых, все принятые Россией обязательства теперь известны инвесторам, которые принимают решение, расширять ли своё присутствие в России. Им стали понятны правила игры, которых Россия будет придерживаться в дальнейшем, по крайней мере, при работе с иностранными компаниями. Можно ожидать, что вступление в ВТО повысит инвестиционную привлекательность страны. Третий момент касается российских экспортёров – их работа станет проще. Тарифы теперь регулируются нормативными сводами ВТО. На самом деле это первый за последние 20 лет случай принятия меры поддержки для отечественного экспорта, до сих пор мы обращали внимание лишь на помощь импортозамещающим отраслям. В-четвёртых, Россия теперь станет полноценным участником международных торговых дискуссий. До сих пор страна была вне этого процесса и не влияла на принимаемые решения.
«АиФ.ru»: – Для каких экспортных отраслей ВТО выгодна в первую очередь?
Н. В.: – Сейчас однозначно сказать, какая экспортная отрасль почувствует наибольший эффект, довольно трудно. Это будет зависеть от того, куда придут международные инвестиции. Для развивающихся стран характерно наличие одного большого экспортёра, обеспечивающего до 50 % не нефтегазовых продаж страны. Появляется он, как правило, после прихода крупного зарубежного инвестора.
«АиФ.ru»: – Как дела с сильными экспортёрами обстоят в России?
Н. В.: – Сейчас у нас есть ряд небольших компаний в обрабатывающей промышленности, в сфере точного приборостроения или медоборудования. В Москве 60 % экспортных фирм – это малые предприятия, где заняты меньше 100 человек. До сих пор государство оказывало им не слишком большое содействие, теперь они автоматически получили больше возможностей на международном рынке.
«АиФ.ru»: – ВТО сможет как-то повлиять на экспорт в нефтегазовом секторе?
Н. В.: – Никак, эти предприятия работают совсем по другим стандартам. Для них просто ничего не изменилось: со вступлением они не получили ни дополнительных поблажек, ни дополнительных проблем. Для них более важную роль, скорее, играет европейская энергетическая хартия, но там совсем другие стандарты.
«АиФ.ru»: – Россия вступала в ВТО 18 лет. Почему этот процесс оказался таким длительным?
Н. В.: – Формально страна подала заявку в 1993 году, но какие-то осмысленные действия в этом направлении начались только в 2001 году. Страну принимала рабочая группа из 56 стран – со всеми ними нужно было вести переговоры. Легко вступить в ВТО можно, только если страна соглашается со всеми предлагаемыми ей обязательствами. Так было с Киргизией – приняв абсолютно все необходимые документы, страна попала в союз в рекордный срок, за два с половиной года. Россия же старалась отстаивать максимально свои позиции. Было очень много жёстких требований. Например, повысить внутренние цены на газ до мирового уровня, то есть в три – четыре раза. На то, чтобы убедить Евросоюз убрать эти требования, у российских переговорщиков ушёл целый год.
«АиФ.ru»: – Когда будут видны первые результаты от вступления в ВТО? Прошло уже полгода, но серьёзных подвижек пока нет.
Н. В.: – Это слишком короткий срок. Думаю, говорить о каких-то результатах можно будет года через два. Первым делом потребители увидят большое разнообразие товаров на рынках внутри страны. Придут зарубежные торговые сети. Увеличение ассортимента приведёт к постепенному снижению цен. И если российское правительство будет добросовестно выполнять свои обязательства по контролю за конкуренцией, оно может оказаться довольно существенным. Думаю, снижения цен мы не увидим, на какие-то товары они просто не будут расти так сильно. В принципе, переходный период вступления России в ВТО составляет восемь лет – глобальные изменения будут происходить постепенно.