Последнее обновление: 10.02.2015 г.
Чистый понедельник — первый день Великого Поста, который в 2015 году начинается 23 февраля.
Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и суровый из четырёх постов в году.
Что означает Чистый понедельник?
В древнерусских источниках встречается выражение «Понедельник чистой недели», где определение «чистый» распространяется на всю первую седмицу Великого поста.
О необходимости очистить помыслы говорит и Ветхий Завет. С этого дня во всех храмах читают из Книги пророка Исаии:
«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,— как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю». (I:1-20)
В конце XIX века в этот день, несмотря на строгий пост, был обычай «полоскать рот», то есть опохмеляться. Говорили: «У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть». Затем ходили в баню и покрикивали: «Поддай пару маслянице». После бани опять «полоскали рот». А некоторые «полоскали свой рот очищенной» (т.е. водкой) почти всю первую неделю поста. Кое-где устраивались кулачные бои, которые должны были способствовать «очищению от скоромного», это называлось «выколачивать лепёшки» или «блины вытрясать».
Когда начинается Чистый понедельник?
Литургически Чистый понедельник начинается накануне вечером, в воскресенье, когда после вечерни совершается особый чин прощения: настоятель храма говорит напутственное слово перед Великим постом, первый кланяется прихожанам и просит у них прощения. Затем все священнослужители и прихожане просят друг друга простить их, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними
Как поститься в первую неделю Великого поста?
Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный из четырёх постов в году.
Наиболее строгими являются первая неделя поста (Федорова) и последняя — Страстная седмица. Постящиеся не едят мясного и молочного, рыба дозволяется лишь дважды в течение поста — в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье, за неделю до Пасхи. Для больных, немощных, пожилых людей, беременных, кормящих и малолетних, путешествующих и тяжко трудящихся пост ослабляется, а в некоторых случаях — запрещается.
Первые два дня Великого поста и в четверг, по Типикону (образцовому уставу монашеской жизни) положено строго поститься: полностью воздерживаться от еды, только пить воду. Среда — день сухоядения, а в пятницу можно подкрепиться вареной пищей без масла; единственная трапеза в эти дни — ближе к вечеру. В субботние и воскресные дни Типикон назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином.
Рецепт постной каши из чечевицы →
В первые четыре дня седмицы на повечерии в храмах читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Богослужебный текст содержит 250 тропарей, которые призывают осознать свои недостатки и ошибки и перемениться к лучшему — то есть, к покаянию. Канон разделён на четыре части и их читают за Великим Повечерием в первые четыре дня Поста. С великим искусством св. Андрей переплетает образы: Адама и Еву, рай и грехопадение, потоп, царя Давида, Обетованную Землю и выше всего — Христа и Церковь — с исповеданием грехов и покаянием. События Священной истории явлены как события нашей жизни, дела Божии — как дела, касающиеся нашего спасения, грех и измена — как личная драма каждого. Жизнь человека показана как часть всеобъемлющей борьбы Света и тьмы.
Также на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», вдохновившая Пушкина на стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны».
Завершает первую седмицу поста воскресный праздник — Торжество Православия. Церковь вспоминает окончательную победу православного вероучения над ересью иконоборцев (противников почитания святых икон, уничтожавших образа и погубивших множество людей) в 843 году. В храмах после Божественной литургии совершается особый чин Торжества Православия.