Елена Семенова: Меняем никотин на адреналин

В то время как патриарх Кирилл просит осудить молодых женщин из группы Pussy Riot за то, что они решились в храме попросить у Богородицы избавить страну от Путина, а протодиакон Андрей Кураев «шутит» о том, как сорвать концерт Мадонны сообщением о заложенной бомбе, многое кажется сущей ерундой.

   
   

Например, очередные па с законопроектом «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Пока новый закон накрепко застрял на согласованиях в министерствах, и Татьяна Голикова молит об отсрочке. Шуточное ли дело: в одночасье принудить дымящую, как паровоз, страну к воздержанию от табака, и, что самое главное в этом вопросе, выдавить мощный табачный бизнес на задворки экономики.

Если не говорить о бизнес-интересах (а это, безусловно, отдельная тема), а о «смешном» — о самом населении — то тех, кто курит, введение закона волнует куда больше, чем то, что, где и как пели девушки в масках, и даже что, где и как будет петь Мадонна. Ведь их не просто вытравливают из привычных углов, где они могли предаться своей страстишке. Им в буквальном смысле перекрывают кислород. И если курящий человек работает и работает много там, где не будет не только курилок, но и, может быть, более или менее удобных мест на улице для справления этой нужды, ничего хорошего не произойдёт ни с его производительностью, ни с его характером, ни со здоровьем, как это ни парадоксально.

Запрет на курение в местах общепита для курильщиков теперь вообще — мелочь. В конце концов во многих местах (и не только в Европе, но и у нас) курить можно за столиками на улице, что ещё больший бред, если учесть, что некурящие садятся «на воздухе» именно, чтобы подышать им. Но сейчас не об этом. Перечёркнутая сигарета в ресторане означает для курильщика всего лишь нарушение привычного ритуала расслабления. Оно сравнимо всего лишь... с потерей всех зубов. То есть, когда человек теряет зубы и делает себе вставную челюсть, которая закрывает часть нёба с его рецепторами, он только-то перестаёт получать удовольствие от еды. Какая малость!

Да, если у вас возник вопрос, то ответ — нет. Я не курю и не люблю, когда курят рядом. Когда я вхожу в офис, а у входа в него собирается кучка курильщиков, мне приходится задерживать дыхание. Но, с другой стороны, я ещё против глупостей и несправедливости. К тому же курит моя вторая половина, и потому я довольно хорошо понимаю, какие страдания ей придётся испытать в скором «узаконенном» будущем. Страдания, на мой взгляд, бессмысленные и беспощадные.

Кому, казалось бы, мешают комнаты для курения в аэропортах (а их хотят упразднить)? Ну, забираются люди в душегубку и вдыхают набор никотина и смол. Их дело. Зато выходят довольными и спокойными, хотя и слегка вонючими. Но, кто в курсе, терпеть рядом с собой несколько часов полёта дёрганого неврастеника, — удовольствие ниже среднего. А именно это и произойдёт со всеми практически без исключения курильщиками, войди в силу ограничения нового законопроекта. Буквально полстраны станет нервной, будет срываться на себе подобных и оставшейся половине страны, пытаясь заменить никотин адреналином. Некоторые из них сядут за руль, штурвал, возьмут в руки скальпель, бормашину, а некоторые и полосатый жезл (кстати, да, это отвратительно, когда тебя останавливает инспектор и, пуская тебе в окно дым колечками, проверяет твои документы). Очень опасная страна у нас будет. Количество техногенных ошибок и катаклизмов, хочешь не хочешь, вырастет. Количество недовольных потребителей — тоже. Общий «рейтинг счастья» (хоть его никто не измеряет) явно спикирует вниз. Пока не понимаю, каким образом это может позитивно отразиться на здоровье опечаленного населения.

Вспомните, сколько говорили о том, что законодательно нельзя пускать за руль не только пьяного, но и уставшего водителя. А как насчёт водителей нервных? Тех, которые несколько часов не курили до тремора в руках? Или мы не помним, сколько жизней каждый год остаётся под колёсами автомобилей в России? 30-40 тысяч. Хотим ли мы увеличить эту цифру?

   
   

И ещё о странном в законе. Едва ли не единственным местом, где курить можно, станет улица. Не знаю, как другие некурящие, но для меня нет ничего хуже ощущения, когда в твой нос врывается запах табака, когда мимо тебя проходит курильщик. А если идти в одном направлении с ним, да ещё и в одном темпе... Проще сразу закурить самой!

Так стоял бы этот человек с папиросой в своей курилке на одном месте, никого бы не трогал. А тут портит настроение сразу десятку-другому прохожих. Уж чтобы я запретила — так это курение на ходу. Хотите дымить на улице — делайте это, когда вы одни и в радиусе 200 м никого нет. Вот тогда — никаких проблем. Во всех остальных случаях некурящие всё равно становятся вовлечёнными в пассивное курение.

А вообще мне не понятно в этом законе вот что. Как можно свободно продавать табак, но ограничивать его потребление? Если я могу ЗАКОННО что-то купить, то не ясно, почему потом, когда я попытаюсь воспользоваться покупкой, меня могут серьёзно наказать? Это очень похоже на поворот в запрещённом месте. Сам поворот не перекрыт, но за ним стоит гаишник в ожидании штрафа. Встать на пять метров ближе и загодя «отмахивать» своим жезлом всех, кто вот-вот нарушит ПДД — в этом обычно никакого интереса нет.

Если проводить параллели с автомобильной темой, то ещё мне этот законопроект напоминает намерение столичных властей сделать все парковочные места в городе платными. При этом не видно, чтобы кто-то думал о том, чтобы хотя бы обеспечить всех этими местами!..

Так или иначе, от того, что известно о законопроекте «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», тоже остаётся ощущение, что именно заботы о населении в нём совсем немного.

 


Журналист еженедельника