Иногда она достаточно лёгкая и не вызывает значительных изменений поведения ребёнка. Однако нередко дети могут испытывать сильные, приступообразные головные боли, которые сопровождаются тошнотой, выраженным изменением повседневной активности и требуют частого использования обезболивающих средств.
Майя Миличь, АиФ.ru: Почему болит голова у детей?
Алексей Сергеев: В соответствии с причинами, все головные боли можно разделить на две большие группы: первичные и вторичные.
Первичные головные боли – самостоятельные неврологические заболевания, основным проявлением которых является боль в области головы. В детском возрасте наиболее частыми первичными головными болями являются мигрень и головная боль напряжения. Именно они являются причиной головной боли в 96 % всех случаев.
Вторичные головные боли – это симптомы инфекции или органической патологии. Около 60 % всех вторичных головных болей у детей обусловлены лихорадкой при острых респираторных инфекциях и воспалением околоносовых пазух. Проявлением серьёзной неврологической патологии: опухоли головного мозга, гидроцефалии, субарахноидального кровоизлияния, менингита – головная боль может выступать достаточно редко.
М. М., АиФ.ru: Как определить, болит ли голова у ребёнка и как сильно она болит?
А. С.: Для этого необходимо внимательно проанализировать, как меняется поведение ребёнка при головной боли, для этого даже существует специальная анкета.
При средней и сильной головной боли ребёнок прекращает всякую активность, стремится закрыть глаза и находиться в затемнённом помещении. Нередко перед приступом головной боли и во время него у детей отмечаются бледность, повышенная потливость, «тёмные круги» под глазами.
М. М., АиФ.ru: Что вызывает головную боль у детей?
А. С.: Как правило, провокаторами головной боли (мигрени) у детей являются:
• стресс,
• нерегулярное питание,
• нарушение режима сна,
• неправильное питание, фастфуд.
М. М., АиФ.ru: Что же можно сделать, если у ребёнка болит голова?
А. С.: Если головная боль не проходит самостоятельно в течение 30–40 минут при релаксации или отдыхе (ребёнок может полежать или уснуть на короткое время) и интенсивность боли нарастает, необходимо применение обезболивающих. Но они должны быть в правильных возрастных дозировках. Нельзя использовать препараты, содержащие ацетилсалициловую кислоту, так как в возрасте до 15 лет они редко, но могут приводить к достаточно тяжёлым осложнениям. Если обезболивающие не помогают, необходимо обратиться к специалисту.
Важно! Для правильной постановки диагноза врачу необходимо как можно детальнее разобраться в жалобах ребёнка (если это возможно по возрасту) и/или родителей. Именно на основании жалоб и при осмотре можно установить диагноз, а при подозрении на вторичный характер боли – провести адекватный поиск причин. Зачастую об этом забывают не только родители, но и врачи, которые назначают массу ненужных и утомительных для ребёнка анализов и процедур. По-прежнему можно встретить на приёме ребёнка с классической мигренью, диагноз которой выставляется только клинически, с огромной папкой абсолютно бесполезных исследований.
Наиболее важные вопросы при жалобах ребёнка на головную боль, ответы на которые перед приёмом у врача должны подготовить родители:
• Как долго отмечаются головные боли (дни, месяцы, года)?
• Как часто болит голова (сколько раз в неделю, месяц или год)?
• Как сильно болит голова?
• Что может усилить или облегчить головную боль?
• При каких обстоятельствах возникает головная боль (в школе, дома, после физической нагрузки, при изменении погоды, на фоне голода и т. д.)?
• Какие другие жалобы сопровождают головную боль (свето-, звукобоязнь, тошнота, рвота, головокружение и т. д.)?
• Где локализуется головная боль (лоб, висок, затылок или болит вся голова)?
• Как болит голова (давит, пульсирует, распирает, сжимает и т. д.)?
Перед визитом к врачу желательно составить список лекарственных препаратов, которые принимает ребёнок (если они имеются), а также перечень всех интересующих вас вопросов.
При частой головной боли (1 раз в неделю и чаще) необходимо проконсультироваться со специалистом для проведения курса профилактики, которая должна включать как медикаментозные, так и нелекарственные подходы.
Среди нелекарственных методов можно отметить эффективность биологической обратной связи. Это обучение с использованием специальных программ, в ходе которого ребёнок учится самостоятельно снижать мышечное и психоэмоциональное напряжение, что приводит к значительному уменьшению головных болей.
М. М., АиФ.ru: Как понять, что нужно срочно обращаться к врачу?
А. С.: Для срочного обращения есть несколько основных ситуаций.
Первая – это появление внезапной сильной головной боли, которая может сопровождаться сопутствующими симптомами (тошнота, рвота, головокружение и т. д.).
Вторая – учащение и усиление эпизодов боли (в ситуациях, когда у ребёнка длительное время имеются головные боли, но они начинают прогрессировать).
Третья – боль затылочной локализации.
Четвёртая – повторяющиеся головные боли у детей в возрасте до 7 лет.