Ток по венам, мурашки по коже. В прокат вышел сиквел «Человека-паука»

Визуальными эффектами занималась получившая премию «Оскар»® команда Sony Pictures Imageworks, которая разрабатывала спецэффекты для всех фильмов о Человеке-пауке. © / Sony Pictures

В российский прокат вышла лента «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» — наверное, самый человечный из всех «паучьих» фильмов. Здесь сочувствуешь каждому герою, даже злодеям. Точнее, особенно — злодеям.    
   

Приключения супергероя. Часть 2

Очередная эпопея с приключениями Человека-паука началась два года назад, когда в прокат вышла первая часть перезапущенной супергеройской франшизы — она называлась «Новый Человек-паук». Место Тоби Магуайра тогда занял британский актёр Эндрю Гарфилд, пассией его на экране стала Эмма Стоун, а в режиссёрское кресло сел Марк Уэбб, в чьей копилке в то время были в основном сериалы, короткометражки и музыкальные клипы — причём последние преобладали. Однако «Новый Человек-паук» понравился зрителям, собрал в прокате больше 750 млн долларов, а критики оценили и сценарий, и визуальные эффекты, и игру Гарфилда. Кстати, на его счёт у создателей ленты были серьёзные сомнения — ведь 27-летнему актёру предстояло играть школьника, хотя ему самому уже стукнуло 27.

Теперь, в «Высоком напряжении», герой Эндрю Гарфилда заканчивает школу, однако в свои 30 он действительно похож на выпускника, поэтому диссонанса не возникает. Тем более что и ведёт он себя очень инфантильно: смущается, когда тётя хочет постирать его геройский костюм, и оставляет любимой девушке гигантское «смс» — своей паутиной «выкладывает» на мосту надпись «I love you» размером в несколько метров.

Блестяшка, друг детства, Носорог и другие напасти

В «Высоком напряжении» Питеру Паркеру приходится столкнуться сразу с несколькими противниками. Первым на экране появляется русский преступник Алексей Сицевич (он же Носорог) — лысый амбал в татуировках, угнавший фургон с опасными лабораторными пробирками, которые нельзя разбивать — иначе произойдёт что-то очень страшное. Что конкретно, мы так и не узнаем, потому что Человек-паук обезвредит русского разбойника и всех спасёт.

Дальше — хуже. Питеру Паркеру приходится противостоять своему другу детства, причём смертельно больному. Паркер отказывается «поделиться» с ним своей чудесной кровью — и в результате наживает опасного врага и мучается от своего «недружеского» поведения. Гарри Озборна (так зовут приятеля) и правда жалко — режиссёр показывает все степени его отчаяния, попытки найти выход и ярость от осознания своей беспомощности. Ну и жуткое превращение в Зелёного Гоблина, конечно. Кстати, на то, чтобы нанести грим актёру, каждый день уходило по четыре часа, также артист носил на площадке пластические накладки, контактные линзы и вставные челюсти. Но больше всего впечатляет другой злодей — Электро, которого Питер Паркер за сияющую кожу прозвал Блестяшкой. О нём — немного подробнее.

Трагедия маленького человека

Помните тех униженных и оскорблённых, никому не приметных «маленьких людей» из истории русской классики? Вот и Электро раньше был таким же. Пока с ним не произошло чудо — его спас Человек-паук и «парень-невидимка» вдруг почувствовал себя особенным. Со временем благодарность переросла в фанатичную и маниакальную страсть, а вдобавок герой неожиданно получил сверхспособности и превратился в синего великана, у которого по венам течёт электричество вместо крови.

   
   
Создатели фильма старались сделать так, чтобы антагонист гармонично вписался в мир Человека-паука: трагическая фигура, в какой-то степени даже симпатичная, но принявшая неправильное решение, которое вывело её на сторону зла и сделало противником главного героя. Фото: Sony Pictures

Графика на самом деле впечатляет — все эти пульсирующие и мерцающие токи под его кожей, безумный взгляд, мозг, который начинает буквально светиться в моменты особенно высокого напряжения. По словам гримёров и мастеров визуальных эффектов, вдохновение они черпали в молниях и ночных грозах, а ещё вся команда во время съёмок «была одержима синим цветом». Чтобы создать разряды тока, которые выпускает герой, съёмочная группа также изучала катушку Теслы, шаровые молнии, электрических скатов и угрей. В общей сложности понадобилось примерно полторы сотни художников, дизайнеров и гримёров и целый год, чтобы превратить актёра Джейми Фокса в Электро. Вот только внешний вид «суперзлодея» немного портит костюм, в который он в конце облачается — как-то непонятно, зачем прикрывать самого эффектного и «зрелищного» героя фильма непонятными «тряпками». Тем более что в венах Электро бушуют токи и периодически он распадается на отдельные электроны — так что костюм ему нужен, как мёртвому припарка.

«У Человека-паука чрезмерная ответственность, потребность совершать подвиги и обострённое чувство справедливости, — рассказывает о своём герое актёр Эндрю Гарфилд. — Этому нельзя научиться — с такими качествами можно только родиться». Фото: Sony Pictures

Несмотря на брутальную синюю внешность и гору мускулов, Электро вышел очень трогательным. Чего только стоит сцена на Таймс Сквер, когда героя впервые в жизни замечают люди, а его лицо вдруг появляется на всех рекламных щитах! За «блестяшку» Электро в фильме переживаешь, наверное, даже больше, чем за Человека-паука. Как сказал один из продюсеров, «этот персонаж должен разбить зрителям сердце».

В фильме показывается, как Питер Паркер взрослеет и превращается из мальчика в мужчину. Фото: Sony Pictures

Супергерои и суперзлодеи

«Новый Человек-паук: Высокое напряжение» получился очень драматичным. Каждый герой переживает свой конфликт — кто-то мечтает получить хоть немного внимания, кто-то пытается раскрыть тайну смерти своих родителей, кто-то хочет уехать учиться в Оксфорд, а кто-то просто пытается выжить. В фильме есть всё — и отчаяние, и самопожертвование, и личные трагедии, и зрелищные сцены «полёта» Человека-паука под музыку, чтобы каждый зритель мог представить, что чувствует супергерой. Правда, в некоторых эпизодах хочется, чтобы персонажи поменьше болтали, а не шутили или ругались, когда им грозит смертельная опасность (особенно такой пустой болтовнёй грешит Питер Паркер). Так или иначе, зрелище вышло захватывающим — за что спасибо в первую очередь Электро, который все два с половиной часа держит зрительный зал в напряжении. Причём в высоком!