Вне времени и пространства: музыкальная история «Аквариума»

Борис Гребенщиков. Фото: www.russianlook.com

   
   

Группа «Аквариум» претерпела множество изменений, какие-то прошли незамеченными, какие-то кардинально повлияли на репертуар и развитие музыкантов, которое, в свою очередь, сказалось на воспитании музыкальных вкусов нескольких поколений. «Аквариум» менялся вместе с людьми, настроением, и страной: иногда постепенно, а иногда слишком быстро и неожиданно.

«Хавай меня, хавай»

За эпатажное выступление с песней «Хавай меня, хавай» Бориса Гребенщикова вместе с группой выгнали со сцены Тбилисского фестиваля «Весенние ритмы» в 1980 году. Однако, песню признали закулисным гимном фестиваля, а молодые музыканты привлекли всеобщее внимание. Публика отнеслась с удивлением и страстью, чиновники – согласно времени и принципам: Бориса Гребенщикова тогда исключили из Комсомола. На тот момент группа «Аквариум» уже выпустила семь альбомов, первые из которых записывались не на профессиональных студиях, а в домашних условиях.

Эпоха исторических альбомов

С «Синего альбома» началась эпоха так называемых «исторических альбомов» группы - к этому моменту «Аквариум» обращается к регги. Для записи песен используется студия продюсера Андрея Тропилло, что заметно повышает качество звука. С этих пор к свободе творчества примыкает жажда экспериментов: «дорвавшись» до профессионального оборудования, участники группы чувствуют, что могут сделать то, что хотят и к чему стремятся. Все композиции пронизаны этой атмосферой свободы, а каждый из участников вносит что-то свое. Так, в альбоме есть 40-секундная музыкальная композиция, записанная без участия Гребенщикова – «Странные объекты между светом и звуком».

В этом же году выходят альбомы «Треугольник» и «Электричество», которые очень сильно отличаются от «Синего альбома» - группа вдруг отказывается от регги, «начиняя» «Треугольник» абсурдными, провокационными текстами. «Электричество» же становится первым концертным альбомом группы «Аквариум». Но эти изменения не кажутся признаком нестабильности или невыдержанности, скорее, музыканты таким образом проявляли, как раз, желание экспериментировать, не замыкаясь на прошлом. Следующие пластинки «исторической эпохи» также пронизаны атмосферой концертных выступлений, будь то «Акустика», собранная из песен, которые группа исполняла на домашних концертах, или «Ихтиология», состоявшая из акустических концертов «Аквариума».

   
   

Аквариум 2.0

В интервью радио «Эхо Москвы», в котором Борис Гребенщиков рассказал о прекращении деятельности группы «Аквариум», музыкант заявил, что завершает тур, который длился 23 года. Именно 23 года назад случился «перезапуск» группы, тогда же кардинально поменялся состав команды, в который вошли несколько новых музыкантов.

Группа начала все сначала, и номинально первый альбом «Любимые песни Рамзеса IV» был выпущен уже в 1993 году, в перерывах между работой над этим альбомом группа выпускает «Пески Петербурга», составленный из песен восьмидесятых годов, ранее не издававшихся.

После этого альбома влияние на музыку группы оказывает сначала вальсовые мотивы и русская классика, чуть позже Гребенщиков открывает для себя тибетский буддизм, которым буквально пропитаны все следующие пластинки, начиная с «Кострома mon amour». В этот же период выходят два сольных альбома Бориса Гребенщикова - «Песни Александра Вертинского» и «Задушевные песни».

Читайте также: 10 вопросов и ответов о группе «Аквариум» >>

В середине 90-х группа выходит под редакцией «3.0», а первой пластинкой обновленного коллектива становится «Пси», двадцатый по счету исторический альбом будто рассказывает историю этой группы. Вновь возвращается регги, сам Гребенщиков говорит о том, что альбом отражает состояние группы на этот момент: «мы точно такие, какое сейчас время».

Запуск международного проекта группы «Аквариум» осуществлен в 2008 году – проект «Аквариум International» собрал несколько талантливых музыкантов со всего мира, и отправился в гастрольный тур, который завершился в 2011 году Благотворительным концертом в Киевском театре оперы. Но международный состав, все же, окончательно не прекратил свое существование, как и сама группа «Аквариум».

Так, в пресс-службе фестиваля «Дикая мята» отметили, что договоренность о выступлении группы в силе, и международный состав выступит на фестивале в начале июня, подтвердили выступление группы «Аквариум» и организаторы фестиваля «Рок над Волгой», который пройдет в Самарской области. Кроме того, еще в 2012 году стартовал тур под названием «4000 лет», «Аквариум» продолжает записывать песни, дает десятки концертов в год.

Что бы ни скрывалось под заявлением Бориса Гребенщикова – отмена концертной деятельности, «уход в подполье» или полное прекращение существование группы, песни команды, воспитавшей целое поколение, останутся жить в сердцах поклонников, будут по-прежнему звучать, ведь «Аквариум» - явление, существующее вне времени и пространства.