Интернет-форумы переполнены всевозможными статьями о проблемах холодного запуска и мнениями техников, инженеров или просто бывалых автовладельцев. Однако, каждый из них зачастую рассматривает проблему однобоко и опирается на свой опыт и примеры из эксплуатации той или иной модели. Порой советы, справедливые для современных «Солярисов», пытаются давать владельцам раритетных «Волг», а водители, всю жизнь, отъездившие на «Москвичах», начинают поучать внуков, купивших новенькие «Шкоды». Так какие же машины нужно греть подолгу даже при нулевой температуре, а какие не требуют этой процедуры?
Температурное расширение
Автомобили не всегда делались по тем же технологиям, что и сейчас. Станки были другими, а качество обработки металлов на них существенно проигрывало современным комплексам с числовым-программным управлением (ЧПУ). При производстве двигателей использовались иные допуски, отчего поверхности цилиндров и поршней подгонялись с неоднородностями в зазорах.
Во время холодного запуска, при морозах ниже −20 градусов, мотор сталкивался с проблемами температурного расширения. Эти неоднородности влияли на износ рабочих поверхностей. Поэтому новым автомобилям в 50-е, 70-е и даже в 80-е годы требовалась обкатка, а зимой они могли эксплуатироваться только после тщательного прогревания, чтобы исключить резкое и неоднородное температурное расширение деталей. Только тогда детали мотора и трансмиссии могли нагреваться равномерно, и исключался перекос поршней и повреждения стенок цилиндров. Длительный прогрев защищал мотор и трансмиссию от ненормативных нагрузок.
Тем самым, старые грузовики и легковые автомобили, производившиеся до середины 80-х годов требуют обязательно прогревания не только зимой, но даже летом, так как их конструкция предполагает такую технологическую процедуры перед каждым стартом. Это требование прописывалось даже в инструкции по эксплуатации транспортного средства.
В более поздние времена технологии обработки трущихся поверхностей претерпели качественные изменения и моторы перестали бояться резкого температурного расширения.
Карбюратор не едет
Старые автомобили необходимо всегда прогревать еще по одной причине. Они просто не смогут ездить без достижения рабочей температуры. Дело в том, что старые карбюраторы могли готовить лишь одну смесь, предназначенную для максимально эффективной работы при рабочих температурах двигателя чуть выше 90 гр. При холодном запуске такая смесь бензина с воздухом плохо горит, мотор троит и трясется, а машина при трогании с места рискует заглохнуть. Ей не хватает мощности. Поэтому чтобы холодный мотор в первые минуты прогрева не глох, горючее приходилось обогащать принудительно.
С помощью специального рычажка-регулятора прикрывалась заслонка подачи воздуха, и в двигатель поступало больше бензина. Силовой агрегат начинал работать более ровно, но тратил намного больше бензина. Да и такой принудительный «подсос» почти не улучшал динамику карбюраторной машины. Холодный мотор на старых карбюраторных автомобилях все равно тянул плохо, пока его температура не достигала 80-90 градусов.
В общем, приходилось ходить вокруг машины около 10 минут, пока двигатель не получал достаточного количества тепла для нормальной работы.
Сейчас же этого можно не делать, потому как инжекторы с электронной системой зажигания умеют готовить смесь топлива и воздуха для разных температур, отчего мощность холодного двигателя падает незначительно.
Старые резинки и прокладки
Кроме того, старые машины имели шланги и трубки из резины, которая со временем теряет прочность и эластичность. Она трескается и теряет способность выдерживать резкие перепады давления. Поэтому прогревание необходимо им, чтобы исключить температурные повреждения и не нарушить соединения внутри технических узлов. При повреждении старых прокладок и шлангов может начаться течь масла или антифриза.
Поэтому владельцы старых «Волг», «Москвичей» и даже раритетных «Мерседесов» обязательно греют свои автомобили прежде чем отправиться на них в поездку. Чем старше автомобиль, тем хуже у него резиновые изделия.
Для подавляющего большинства современных машин длительный прогрев после холодного запуска не требуется. Достаточно подождать несколько минут, пока масляный насос прокачает масло по системе смазки в двигателе, а также в коробке передач, и можно начинать движение. С середины 90-х годов, с массовым внедрением электронного впрыска и новых технологий обработки металлов технические правила эксплуатации автомобилей предписывают прогревать машины уже на ходу при малых оборотах мотора.
Смотрите также:
- Пятна на кузове. Какие химические жидкости в машине могут ей навредить? →
- При какой температуре необходимо начинать прогревать автомобиль? →
- Как разморозить летнюю «омывайку»? →