Опт дешевеет, розница растёт: что происходит с ценами на бензин?

Алексей Куденко / РИА Новости

Сезонный высокий спрос на топливо, связанный с осенней уборочной страдой и концом сезона отпусков, завершился. Об этом на прошлой неделе заявил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. Сокращение спроса не замедлило сказаться на биржевых ценах: по данным Росстата, с 13 по 20 октября они снизились на 0,2 %, неделей ранее — на 0,4 %. Однако потребительские цены продолжают расти, обгоняя инфляцию: с конца сентября топливо на заправках подорожало на 8,8 %. Почему снижение спроса не привело к снижению розничных цен? С таким вопросом АиФ.ru обратился к рыночным аналитикам.

   
   

«Не стоит ожидать снижения стоимости бензина в розницу; по итогам года мы прогнозируем только рост цен, — предупредил содиректор аналитического отдела „Инвесткафе“ Григорий Бриг. — Дело в том, что, когда оптовые цены подскочили из-за сезонного спроса, розничные были искусственно заморожены крупными сетями. Это связано с повышенным вниманием контролирующих органов, основная задача которых — не допустить резкого скачка розничных цен. Таким образом в конце августа – сентябре скачка удалось избежать. Однако теперь нефтяным компаниям необходимо компенсировать недополученную прибыль, и они будут это делать, плавно повышая цены».

Такого же мнения придерживается и старший аналитик информационно-аналитического центра «Кортес» Александр Шкурин: «Как показывает история, розничные цены обычно не снижаются после повышенного сезонного спроса, а наоборот, постепенно растут, компенсирую сезонное снижение маржи АЗС. Таким образом, более вероятно, что цены в рознице до конца года немного поднимутся, и по результатам года рост превысит на 2–3 процента общую инфляцию, которая ожидается на уровне 8,3 %».

А в будущем году, отметили эксперты, существенное влияние на цены окажет так называемый «налоговый манёвр». Его суть заключается в поэтапном сокращении экспортных пошлин на нефть (до 1,7 раза) и нефтепродукты (1,7–5 раз); при этом налог на добычу нефти (НДПИ) вырастет. Таким образом, продавать нефтепродукты за рубеж окажется выгоднее, что может привести к дефициту топлива на внутреннем рынке. Кроме того, как показал текущий год, хрупкий баланс между спросом и предложением может быть нарушен авариями на российских НПЗ, что сразу же приводит к скачкам стоимости бензина.

«Мы сейчас наблюдаем определённый налоговый манёвр со стороны нефтяных компаний: НДПИ растёт, а экспортные пошлины снижаются. И, конечно, продавать нефть за границу оказывается выгоднее, чем на внутренний рынок. Это может привести к возникновению дефицита», — заявил Бриг, отметив, что конкретное изменение цен предсказать трудно, так как неизвестно, как изменится курс рубля.

Отметим, что дефицит топлива в некоторых регионах наблюдается уже сейчас. Российский топливный союз ещё в октябре отметил нехватку бензина на Алтае, в Новосибирской и Иркутской областях. В последней бензин марки АИ-92 за месяц подорожал сразу на 15,10 %.