aif.ru counter
10896

Месяц бензиновой засухи. Почему поднимаются цены на топливо?

Цены на бензин продолжают расти. Каковы причины «бензиновой» засухи в России, рассказывает АиФ.ru.

Цены на бензин в России, побив на днях абсолютные максимумы в опте и рознице, продолжают рост, наметившийся с прошлого лета. Что на сей раз заставляет их расти?

Засуха

В июле, по данным Росстата, бензин на автозаправках подорожал по сравнению с июнем на 1,5% и стоил в среднем по стране 31,3 руб. за литр Аи-92. С начала года рост розничных цен на топливо составил 10%, обогнав инфляцию, и цены на АЗС медленно, но неуклонно продолжают расти.  

Август из года в год становится месяцем «Ч». В прошлом году индексы цен Санкт-Петербургской топливной биржи росли скачками - за июль стоимость бензина там выросла более чем на 30%, и в августе это уже стало ощутимо. Рост нынешнего года оказался более плавным и растянулся на более длительный период - с января по август. Однако итог столь же неутешителен - те же самые 30%.

Более того, многие эксперты отрасли ждут продолжения, предвидя новую бензиновую «засуху» и новые ценовые рекорды, после того как нефтеперерабатывающие заводы встанут на ремонт. Сначала это сделают белорусские НПЗ, которые сразу вдвое сократят поставки в Россию, затем остановятся крупнейшие российские заводы: московский и омский - «Газпромнефти», а также нижегородский - «ЛУКОЙЛа».

Слишком мало бензовозов едет из Белоруссии в Россию Фото: АиФ

Избыточный экспорт?

Очевидно, что многое будет зависеть от объёмов запасов нефтяных компаний. Сейчас в «кладовых» нефтяников находится 1,4 млн тонн бензина, но на прошлой неделе Минэнерго поручило им к сентябрю увеличить «заначку» на 300 тыс. тонн. 

Правда, наблюдатели опасаются, что прессинг энергетического ведомства может ударить по потребителям. С одной стороны, нефтяные компании, скорее всего, сократят продажи на рынок - и это ещё больше взвинтит цены. С другой - сделав запасы топлива по высоким ценам, они затем должны будут продать его себе не в убыток, что заморозит нынешние ценники надолго.  

Скорее всего, Минэнерго, а точнее - подведомственный ему департамент переработки нефти и газа, заставит нефтяников воздержаться от экспорта, считают эксперты. Именно эта структура составляет и утверждает экспортные графики. И, видимо, она вновь не удержала вывоз сырья в рамках допустимых объёмов - неслучайно у ФАС ещё весной были претензии к избыточному экспорту. Это притом что в первом полугодии, по данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК, российские нефтяники снизили выпуск бензина на 1,4%.

Получается, что департамент переработки, с января 2013 г. возглавляемый Михаилом Грязновым, уже второй год теряет контроль над доступом компаний к экспортной трубе. Или намеренно работает по некой загадочной схеме («там придержали, здесь пропустили»), доводя бензозаправки до «засухи»? 

К началу 2013-го у нефтяников из-за низкого спроса скопились излишки бензина. Простая некомпетентность регулятора, который проморгал ситуацию, стала причиной нарушения баланса в цепочке: добыча нефти - экспорт - внутренний спрос на нефтепродукты. Это привело к тому, что нефтяные компании погнали сырьё на экспорт и одновременно снизили производство. Дисбаланс обернулся в итоге скачком цен. 

Нынешняя ситуация во многом похожа на прошлогоднюю. Разбалансировка рынка, «болтание» цен на НПЗ и автозаправках, повышенная нервозность в отрасли - это и есть причины, по которым в очередной раз «осушается» рынок страны. 

И вновь, как и в прошлом году, департамент переработки нефти и газа проспал зарождающийся дефицит бензина в стране и, похоже, не отследил ситуацию с белорусскими нефтепродуктами, которые могли бы утолить бензиновый голод. 

Куда утекает обратка?

Год назад президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в письме к вице-премьеру правительства страны Аркадию Дворковичу просил правительство добиться поставок белорусских нефтепродуктов в объёме не менее 150 тыс. тонн в месяц. 

По межправительственному соглашению о поставках сырой нефти белорусы должны возвращать в Россию около 2,1 млн тонн бензина в год, но фактически бензовозы из Минска везут нам почти в два раза меньше. 

Так, в 2013 г. Белоруссия получила 21 млн тонн российской нефти по «интеграционным ценам», а вернула всего 1,1 млн тонн бензина. За семь месяцев текущего года она получила уже 13,1 млн тонн российского «чёрного золота». Но пока Россия импортировала лишь 560 тыс. тонн белорусского бензина. Такое количество вряд ли может заметно уронить цены на АЗС. 

По идее, ведомство г-на Грязнова ежегодно до 1 октября должно чётко определять с Минском объёмы возвращаемых нефтепродуктов. Но не первый год количество бензиновой обратки служит камнем преткновения между государствами. Белорусы получают российскую нефть, производят из неё бензин, а затем отправляют его на продажу в третьи страны. Естественно, ищут, где выгоднее продать этот продукт, ставший для республики основной статьёй экспорта. 

Правительства России и Белоруссии уже согласовали объёмы экспорта нефти на будущее: в 2015 г. в РБ будет поставлено 23 млн тонн, в период с 2016 по 2024 г. - по 24 млн тонн ежегодно (объёмы могут изменяться не более чем на 2%). А департамент переработки нефти и газа, похоже, до сих пор не научился управлять «белорусским фактором» и не смог наладить схему с обязательными обратными поставками бензина в РФ. 

Вместо решения проблем - манёвры

Впрочем, в отношениях с другими зарубежными партнёрами он тоже, по сути, ведёт игру против отечественной нефтянки. Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о взаимных поставках нефти, разработанное в его недрах, по мнению экспертов, лишь нанесло ущерб российской нефтяной отрасли. Поставки «чёрного золота» из РФ в РК перестали быть премиальными и оказались попросту неэф­фективными.

Эксперты нефтяной отрасли с горечью отмечают: в Минэнерго вообще нет нефтепромысловых геологов и специалистов по разработке месторождений, зато в избытке юристы и финансисты. Понятно, что они не могут думать о серьёзных производственных проблемах огромной отрасли и только производят очередные «налоговые манёвры». 

«Если в российской нефтяной промышленности не произойдёт кардинальных изменений, то уже к 2030-2035 гг. Россия не сможет не только экспортировать нефть, но и обеспечивать свои внутренние потребности», - считает Евгений Грунис, руководитель дирекции по научной работе Института геологии и разработки горючих ископаемых (ИГиРГИ).

И дело не только в сомнительной репутации команды профильного департамента министерства, но и банально в отношении к делу. В горячий август вместо принятия экстренных мер и составления экспортных графиков глава департамента спокойно уезжает в отпуск. Жаль, что нефтяные ценники не последовали на отдых вслед за ним.

Кстати
Не так давно Михаил Грязнов вместе с Михаилом Столяровым, советником главы Минэнерго, и Николаем Буханцовым, экс-советником министра энергетики, фигурировал в публикациях СМИ о скандально известном кипрском офшоре Flontrano Trading Limited.

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. ф м
    |
    00:29
    14.08.2014
    2
    +
    -
    олег нечаев: поезжай в деревню и купи себе лошадь ,а лучше лисапед.....
  2. Юрий Путинцев
    |
    18:07
    14.08.2014
    1
    +
    -
    Я другой такой страны не знаю, где наглеет так монополист! Когда цены на нефть на мировом рынке растут, цена на бензин в России увеличивается. Это считается у нас естественным: раз сырьё подорожало, значит бензин стал дороже (как будто компания покупает, а не продаёт сырьё!). Когда цена нефти падает, бензин в России дорожает. Это тоже у нас естественно: нефтяная компания теряет прибыль, стало быть, должна свои потери возместить. ФАС, как всегда, беспомощно разводит руками. Никто не может диктовать продавцу, по какой цене он будет продавать свой товар (или услуги). Государство пытается грозить пальчиком и повышает налог на продажу полезных ископаемых. Нефтяная компания несёт убытки и возмещает их повышением цены на бензин в России. Государство грозит сократить квоты на экспорт и установить обязательный объём продаж на внутреннем рынке. Но тогда экспортёр возместит свои убытки повысив цены на бензин в России. Так устроен наш, извините за выражение, рынок. Министерство не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность коммерческой организации. Тем более, что представители государства входят в состав управляющих органов нефтяных и газовых компаний. Надо признать, фактические владельцы монопольных компаний не ищут конфликтов с государством и инвестируют в гос. проекты (развитие спорта, экология, детские учреждения и пр.). Судьба Березовского и Ходорковского кое-чему научила. Они готовы сотрудничать с государством. Но только без вмешательства в их коммерцию!
Комментарии (3)
  1. кулон Омега
    |
    09:54
    13.08.2014
    -5
    +
    -
    все очень просто -- в некоторых семьях по три - четыре авто отсюда и пробки на дорогах и аварии и рост цен на бензин Если бы у нас ввели ограничение на одну семью -один авто эти проблемы отпали А тех кто хочет иметь больше авто -- облагать дополнительными налогами за вред окружающей среде и пр Уверен тогда у нас больше людей пользовались бы общественным транспортом и это позволило бы разгрузить дороги особенно в крупных городах где от смога уже трудно дышать
  2. ф м
    |
    00:29
    14.08.2014
    2
    +
    -
    олег нечаев: поезжай в деревню и купи себе лошадь ,а лучше лисапед.....
  3. Юрий Путинцев
    |
    18:07
    14.08.2014
    1
    +
    -
    Я другой такой страны не знаю, где наглеет так монополист! Когда цены на нефть на мировом рынке растут, цена на бензин в России увеличивается. Это считается у нас естественным: раз сырьё подорожало, значит бензин стал дороже (как будто компания покупает, а не продаёт сырьё!). Когда цена нефти падает, бензин в России дорожает. Это тоже у нас естественно: нефтяная компания теряет прибыль, стало быть, должна свои потери возместить. ФАС, как всегда, беспомощно разводит руками. Никто не может диктовать продавцу, по какой цене он будет продавать свой товар (или услуги). Государство пытается грозить пальчиком и повышает налог на продажу полезных ископаемых. Нефтяная компания несёт убытки и возмещает их повышением цены на бензин в России. Государство грозит сократить квоты на экспорт и установить обязательный объём продаж на внутреннем рынке. Но тогда экспортёр возместит свои убытки повысив цены на бензин в России. Так устроен наш, извините за выражение, рынок. Министерство не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность коммерческой организации. Тем более, что представители государства входят в состав управляющих органов нефтяных и газовых компаний. Надо признать, фактические владельцы монопольных компаний не ищут конфликтов с государством и инвестируют в гос. проекты (развитие спорта, экология, детские учреждения и пр.). Судьба Березовского и Ходорковского кое-чему научила. Они готовы сотрудничать с государством. Но только без вмешательства в их коммерцию!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему при простуде едят именно малиновое варенье?
  2. Кто такой Баррон Хилтон?
  3. Когда включат отопление в Москве?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ