Цена бензина этим летом растёт вместе с температурой — за первую неделю июля стоимость топлива марки АИ-92 подскочила на 689 рублей (1,8 %) за тонну, составив 39 тысяч рублей. Бензин АИ-95 подорожал на 574 рубля (1,4 %) за тонну, достигнув 41 тысячи рублей. Вслед за крупным оптом ожидается рост цен и в розницу — к концу лета бензин на заправках может подорожать на 0,5–1,5 рубля за литр. В причинах такого резкого скачка биржевых цен пытаются разобраться регуляторы топливного рынка — Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэнерго. Эксперты, опрошенные АиФ.ru, уверены, что это дело рук спекулянтов, создавших искусственный дефицит бензина на внутреннем рынке.
«Рост биржевых цен, который мы наблюдаем с 25 июня, носит кратковременный характер. Он связан со спекулятивным спросом, когда бензин закупается и хранится в ожидании лучшей рыночной конъюнктуры. Например, в ожидании сезонного повышения цен в конце отпускного сезона, связанного с увеличением деловой активности и началом уборочной страды», — считает содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бриг.
Ещё одной причиной роста цен могла стать активная продажа топлива в Западную Европу и Азию в предыдущие месяцы. Ослабление рубля открыло российским нефтяникам привлекательную экспортную альтернативу — ведь исходя из курса национальной валюты высчитывается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Такого мнения придерживается эксперт аналитического центра «ОМТ-Консалт» Оксана Андросова. «Дефицит топлива, который привёл к дисбалансу цен, возник из-за экспортной альтернативы. Но сегодня российский рынок стал даже более выгодным в глазах нефтеперерабатывающих компаний из-за образовавшегося дефицита. И если крупные оптовики готовы покупать топливо по завышенной цене, то ни ФАС, ни Минэнерго ничего с этим поделать не могут — рынок есть рынок. А так как мелкий опт у нас завязан на крупном, то и конечный потребитель вскоре столкнётся с ростом цен на бензин», — считает эксперт.
Впрочем, этот рост будет носить кратковременный характер, подчеркнула Андросова. До середины июля биржевая цена ещё немного подрастет — на 200–300 рублей за тонну — а затем начнёт плавно снижаться, по мере естественного насыщения рынка топливом. С Оксаной Андросовой согласен и Григорий Бриг, отмечающий, что закрепить высокие розничные цены не позволит антимонопольная служба: «Невысокие розничные цены делают невыгодным закупку бензина по завышенной стоимости. А резко поднять цены в рознице не позволит ФАС. Так что, включится механизм рыночной саморегуляции — и осенью цены вернутся к нормальным майским значениям». Всего же, по мнению экспертов, рост цен на бензин в 2014 году не превысит 5–7 %.