Тряпки в руки. Почему ксеноновые фары необходимо мыть вручную?

Водители замечают, насколько сильно возрастает потребление незамерзающей жидкости, когда срабатывают омыватели фар. На многих иномарках они активируются автоматически при каждом пятом нажатии на рычажок стеклоочистителя и выбрасывают одновременно 100-150 грамм незамерзающей жидкости. Несколько продолжительных поездок по МКАД или иным крупным автомагистралям, где применяются жидкие химические средства для борьбы с обледенением асфальта, приводят к быстрому опустошению бачка. В итоге водители стараются отключать разбрызгиватели фар, считая их неэффективными и неэкономичными. Правы ли они?

   
   

Ослепление встречного транспорта

И действительно, омыватели рассчитаны на летнюю дорожную пыль, но не на зимние поездки по дорогам, мокрым от химических реагентов. Загрязнение стекол головной оптики происходит в зависимости от интенсивности движения транспорта. Если следовать по влажной от реагентов дороге за грузовиками с прицепами, то фары перестанут эффективно работать уже через полчаса. Ну а на свободных загородных трассах, где консистенция взвеси намного меньше, фары загрязняются через несколько часов пробега

Сложнее всего с ксеноном. Его свет тускнеет и растворяется в окружающем черном пространстве в темное время суток, в результате чего он становится не только неудобным для водителя, но и опасным для других участников движения и может провоцировать аварийные ситуации.

Обычно работу и направленность лучей фар проверяют на специальном стенде. На белой стене расчерчиваются границы зон, куда должны попадать лучи в том или ином режиме работы головных прожекторов автомобиля.

Если заехать на измерительный стенд с грязными фарами, то можно увидеть, что лучи оставляют на стене два больших пятна выше границы, определенной ГОСТом для дальности ближнего света.

Такой эффект наблюдается только с газоразрядными лампами HID, а именно High Intensity Discharge («высокая интенсивность разряда») лампами, которые в народе и именуют ксеноном из-за газа, которым наполнена колба. Обычные галогенные фонари справляются с грязью намного лучше ксенона и не рассеивают свет.

Разный спектр

Дело в том, что у старых галогенных ламп спектр световых волн очень широкий, от 440 nm до 770 nm, а длина световых волн сильно разнится. Лучи «галогенок» в состоянии огибать препятствия разных размеров, в том числе и мелкодисперсные фракции химического налета или дорожной пыли на стекле фары.

   
   

Ксеноновые газоразрядные HID-лампы излучают свет дискретного спектра в узком диапазоне 440-520 nm. Их лучи намного ярче и лучше освещают пространство, однако они вязнут в химическом налете дорожной грязи, как в фильтре, и рассеиваются по сторонам. Частички налета величиной в 500 и более нанометров препятствуют прохождению лучей света, отражают и рассеивают их, отчего эффективность ксенононовых фар заметно снижается, а область паразитной засветки увеличивается. В результате нарушается светотеневая граница и искажается направление лучей.

Другими словами, ближний свет грязных ксеноновых фар плохо освещает дорогу и начинает слепить водителей встречного транспорта.

Мыть тряпками

Именно поэтому газоразрядные ксеноновые HID-фары со световой температурой выше 2000 К, в соответствии с ГОСТ ЕЭК ООН № 48-04, запрещено использовать без встроенных омывателей.

Однако в условиях грязной русской зимы штатные форсунки не справляются с химическим налетом, отсекающим и искажающим примерно треть светового потока. Засохшую корку приходится удалять вручную с помощью тряпок или влажных салфеток.

В любом случае если автомобилист эксплуатирует ксенон зимой, необходимо запастись терпением и большим количеством тряпок.

 

Смотрите также: