Примерное время чтения: 4 минуты
2577

Опасный свет. Правда ли, что ксенон вреден для людей и автомобилей?

Ксеноновые фары.
Ксеноновые фары. / BokehStore / Shutterstock.com

Галогенные лампы два десятилетия назад уступили пальму первенства газоразрядным ксеноновым фарам, которые всего лишь пять лет назад казались чудом техники. Однако удешевление светодиодов и их активное изготовление качественно поменяло ситуацию на рынке. На автомобили теперь ставятся так называемые матричные фары, обладающие значительно большей функциональностью. Но главное, светодиоды оказались безопаснее газоразрядных ламп с точки зрения долговременной эксплуатации. Как выясняется, ксенон оказывает пагубное влияние на зрение. Неужели его эпоха прошла?

Взрыв и искры

У газоразрядных ламп ксенонового света имеются неприятные побочные эффекты. К примеру, при повреждении лампы головного прожектора происходит взрыв с разлетом осколков стекла и элементов конструкции фары, что может стать причиной травм для людей при авариях или при монтаже в мастерских. Кроме того, газоразрядные лампы высокого давления работают от тока очень высокого напряжения (25000–30000 вольт), и неумелая попытка своими силами починить головной биксеноновый свет может закончиться трагически. Но есть у ксеноновых ламп и другие недостатки.

Вред для глаз

Несмотря на всеобщее убеждение, спектр ксеноновых ламп не похож на дневной свет. Он не похож и на спектр излучения солнца. Зажатый в колбу газ под высоким давлением при подводе высокого напряжения начинает выдавать необычные длины волн в невидимом для человека диапазоне. Если смотреть на график излучения, то видно, как электромагнитные волны вспыхивают от 200 нанометров и распространяются на расстояние свыше 800 нм с несколькими локальными пиками в районе 380 нм, 430–445 нм, 520–550 нм, а также в зоне красного света на 570–590 нм. Причем на освещение дороги уходит от силы 30% энергии лампы в зоне видимых волн. Эта энергия дискретно концентрируется в диапазоне 520–550 нм и 570–590 нм с получением ярко белого света, который хорошо распространяется в чистом воздухе даже под дождем, однако легко поглощается налетом из дорожной пыли или белой пленкой из продуктов распада антигололедных химикатов. Пыль и грязь работают как фильтр, отсекающий и рассеивающий лучи. В итоге ксеноновые фары теряют фокусировку, тускнеют или начинают бить в глаза водителей встречного транспорта. При этом больше половины энергии ксеноновых газоразрядных ламп уходит в невидимую область спектра (около 380 нм), а также в ультрафиолетовое излучение (в районе 430–445 нм). А это мощное ультрафиолетовое излучение очень вредно для глаз человека, и его необходимо экранировать специальными фильтрами.

В дорогих лампах так и делается. Производители используют кварцевое стекло с запатентованным покрытием. Однако подобных ламп меньшинство. В подавляющем большинстве случаев распространение получил дешевый ксенон без защитных фильтров. Если установить вредные лампы на автомобиль, то прямое концентрированное излучение в невидимом УФ-диапазоне будет бить в глаза водителей и пассажиров встречных машин, а также в глаза пешеходов на тротуарах в больших городах, где люди и автомобили идут навстречу друг другу нескончаемым потоком. Кроме того, такое неотфильтрованное УФ-излучение вредит пластмассовым деталям и со временем разрушает защитные стекла фар.

Будущее за светодиодами

Сейчас набирает обороты производство матричных фар, которые обладают гораздо большим КПД и тратят в два раза меньше энергии, чем ксеноновые фары. У светодиодов нет локальных пиков излучения на каких-то одних волнах, как нет и вредной УФ-засветки на волнах ниже 450 нм. Белые матричные фары светят равномерным потоком и не боятся загрязнения пылью и налетом от дорожных химикатов. Поэтому освещение дороги заметно улучшается, растет контрастность объектов, и в темноте ночи начинают даже проявляться их цвета. Долговечность матричных ламп тоже впечатляет. Если срок службы лучших галогенных ламп приближается к 1500 часам, а самый производительный ксенон служит почти 2500 часов, то светодиодные матричные фары работают не менее 5000 часов.

Поэтому будущее автомобильного света видится за светодиодами. Ну а дешевой альтернативой им по-прежнему останутся проверенные временем «галогенки», которые благодаря своей простоте и неприхотливости завоевали признательность многих автомобилистов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах