Пробка у зебры. Смогут ли камеры адекватно штрафовать за непропуск пешехода

Споры о необходимости установки комплексов видеофиксации над пешеходными переходами идут уже несколько лет. Проводились эксперименты по их эффективности. В течение нескольких месяцев одна камера на Востоке Москвы работала в тестовом режиме, а затем к ней добавились еще две в других районах. Положительные результаты оказались заметны сразу.

   
   

По информации ЦОДД, на переходе на Востоке Москвы, где имелась камера, случаи наездов на пешеходов прекратились совсем, хотя в среднем там происходило два-три ДТП с участием пешеходов в год. Эксперимент по использованию камер был признан удачным, и в скором времени практика их использования будет распространена на всю столицу.

До конца марта специалисты ЦОДД смонтируют еще 6 комплексов, а с началом лета в строй вступят еще 68 комплексов, умеющих выписывать штрафы автомобилистам за игнорирование пешеходов. Частично они уже установлены и проходят отладку.

Путаное нарушение

«Конечно, контроль за пешеходными переходами необходим, но проведенные эксперименты показали не только эффективность камер, но и ряд их существенных недостатков, — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — С точки зрения автомобилистов, та экспериментальная камера, что работала на Востоке Москвы, нередко ошибалась и отключалась специалистами ЦОДД для корректировок. Ее перенастраивали, устанавливали новый софт, но проблема до конца не была решена, так как имеет теоретический характер».

Дело в том, что при всей очевидности ПДД правильно оценить и зафиксировать непропуск пешехода не всегда возможно даже живым людям, не говоря уже о технике. В редакции 2014 года пункт 14.1 ПДД гласит: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода».

Понятие «уступить дорогу» очень обтекаемое и, согласно пункту 1.1 ПДД, подразумевает требование не вынуждать пешехода изменить скорость или направление движения. К примеру, если человек вступил на зебру, идет смело, а мчащиеся машины стали его обруливать, обдавая брызгами, то это не всегда расценивается как нарушение. Однако если человек испугался и отпрыгнул в сторону, то это действие трактуется как непропуск, так как маневр автомобиля заставил человека изменить траекторию движения. Таким образом, водитель должен не создавать помех пешеходу. Поэтому только от действий пешехода зависит, получит штраф водитель или нет.

Пешеходные ловушки

«Важно, чтобы программное обеспечение учитывало не только траектории движения, но и специфику поведения каждого пешехода, — рассказывает координатор общества автомобилистов „Синие ведерки“ Петр Шкуматов. — Ведь компьютер обладает машинной логикой, а ей не всегда удается распознать коллизии человеческих взаимоотношений».

   
   

К примеру, программа сравнивает скорости и траектории движения человека и машины. Если они пересекаются и человек побежал или остановился, то автомобилисту выписывается штраф. Этот алгоритм справедлив, когда пешеход действует по правилам. Он вышел на зебру и мерно идет под объективами камеры. Однако что делать компьютеру, когда пешеход вдруг повел себя неадекватно, встал на обочине и наблюдает за потоком? Машинная логика потребует от автомобилистов вставать на месте и уступать дорогу. Но в реальной жизни этого никто не делает. Как быть видеокомплексу, когда пешеход вдруг передумает переходить и побежит обратно? Или когда через пешеходный переход проскочит доставщик еды на скутере с большим рюкзаком за плечами? Водитель не видит его, а компьютер выпишет штраф.

Но представим еще более вопиющую ситуацию с владельцами частных камер, которые работают в рамках общей системы правонарушений. Если рассеянный человек, задумчивый студент или проплаченный маргинал будет стоять на пешеходном переходе часами, то администрироваться может весь поток транспорта. Тогда от ошибочных решений машинной логики никто не застрахован.

Надо договариваться

«Представим другую ситуацию, когда в страхе перед штрафами водители начнут досконально выполнять требования ПДД в отношении пешеходов, — продолжает Игорь Моржаретто. — На некоторых переходах поток пешеходов непрекращающийся. Чтобы проехать, автомобилисты договариваются с пешеходами, машут руками, пропускают и как-то проталкиваются. Камера однозначно посчитает такой маневр нарушением правил. Если над таким местом появится комплекс видеофиксации, то есть риск образования гигантской пробки. Смогут ли программисты учесть всю специфику движения в Москве?»

Между тем штраф за непропуск пешехода был существенно поднят. В соответствии со статьей 12.18 КоАП РФ, штраф составляет от 1500 до 2500 рублей на усмотрение инспектора или суда.

Но процесс запуска камер уже идет, и пешеходы, уставшие от водительского хамства, могут надеяться на дополнительную защиту. По информации ЦОДД, машинный алгоритм оценки базируется на накопленной статистике работы. За год тестов был собран огромный массив данных, и программные алгоритмы были скорректированы и изменены. Ошибок в работе камер стало на порядок меньше. Однако если ошибка все же произошла, то материалы будет изучать оператор, который и будет отсеивать ошибочные постановления. Такая же работа будет проводиться и в ГИБДД.