На днях столичный центр организации дорожного движения (ЦОДД) раскритиковал дорожный эксперимент, разрешающий поворот направо при красном сигнале светофора. Замруководителя ЦОДД Александр Поляков заявил, что подобная практика годится лишь для некрупных городов с небольшим трафиком. Однако инициаторы эксперимента из центра по борьбе с пробками «Пробок.нет» указывают, что на 13 перекрёстках Москвы, Подмосковья и Белгородской области, где были установлены разрешающие стрелки, они показали себя с лучшей стороны, обеспечив 50 % прирост трафика. На чьей стороне правда и нужно ли в России внедрять эту практику, широко использующуюся за рубежом? Об этом АиФ.ru поговорил с автоэкспертам.
«За»
Сергей Канаев, глава московского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР): «Это совершенно нормальная, прекрасно работающая мировая практика. Например, в Канаде разрешение поворота направо при включенном красном разгрузило дороги на 25 %. Обычно такой прирост пропускной способности даёт только строительство новой полосы. Так вдумайтесь, что выгоднее: строить дополнительную полосу или повесить копеечную табличку "Пропусти всех, и можно направо"?
Однако эксперимент был проведён таким образом, что, к сожалению, только оттолкнул общественное мнение. Разрешать поворот направо на 13 перекрестках — ребячество государственного масштаба. Что так можно установить, если из ста автомобилистов хорошо если один слышал про этот эксперимент? Остальные игнорировали табличку, считали её розыгрышем и так далее. Нужно было поступить так, как это сделали в Канаде: в один день разрешить поворот на красный по всей стране, начать обучать этому в автошколах. Тогда бы эффект был неоспоримым».
Сергей Лобарёв, председателя правления НП «Гильдия автошкол»: «Основываясь на европейском опыте, активисты автосообщества предлагают нестандартные решения сложных проблем, искренне пытаются оказать помощь в организации дорожного движения. Я считаю, что разрешение поворота направо на красный сигнал светофора в определённых ситуациях при должном обеспечении его безопасности позволит исключить остановки на дорогах крупных городов. Это поможет не только разгрузить дороги, но и улучшить экологическую обстановку».
Андрей Мухортиков, заместитель руководителя экспертно-аналитического центра «Пробок.нет»: «Начнём с того, что итоги эксперимента были подведены за месяц до заявления Полякова, и эксперимент был признан успешным. Напомню, целью эксперимента было изучить влияние стрелки на безопасность и пропускную способность. Так вот, безопасность, согласно статистике ГИБДД, не изменилась (ни одна из аварий не была вызвана экспериментом). А пропускная способность, согласно исследованиям компании "Эшелон-Геолайф", исследованиям БГТУ в Белгороде и нашим собственным исследованиям, возрастает от 10 % до 50 %. По результатам эксперимента вице-премьер Игорь Шувалов поручил МВД, Минтрансу и Минпромторгу к 1 октября 2014 года внести нашу стрелку в национальные стандарты и ПДД. Это откроет дорогу к её применению по всей стране.
Между тем, в отрицательном отзыве замруководителя ЦОДД Александра Полякова не содержится никакой конкретики, ссылок на какие-либо исследования. Складывается впечатление, что это просто частное мнение г-на Полякова. А его заявление о том, что такая практика подходит только для городов с небольшим трафиком, заставляет усомниться в его профессионализме. Не бывает решений для городов в целом — бывают решения для конкретных перекрёстков. Так же, как светофор, развязка или реверсивная полоса являются хорошими инструментами на своём месте и в определённых условиях, "разрешающая стрелка" — точечное и умное решение для правильно выбранных перекрестков».
«Против»
Владимир Соколов, председатель движения «Союз пешеходов»: «Это изначально был необоснованный и необдуманный эксперимент. Согласно статистике, 30 % пешеходов попадают под колёса именно на переходах, расположенных после поворотов. Это связано с тем, что радиус поворота перекрывает водителю обзор. К тому же, поворачивая направо, он смотрит в противоположную сторону. Кроме того, перманентно разрешённый поворот лишает пешеходов права, записанного в ПДД. Сейчас пешеход имеет право перейти любой перекрёсток по линии тротуара, даже без "зебры", а так приоритет будет отдаваться автомобилисту. Словом, это такая же сомнительная инициатива, как и диагональные переходы, которые заставляют пешеходов проводить больше времени на проезжей части, подвергаясь опасности».
Сергей Асланян, радиоведущий: «Я против этого. Мы и так не стоим на красный свет, всей страной. Легализовать любой манёвр на запрещающий сигнал — путь к повышению аварийности. Кроме того, у нас дорожные нововведения никак не доводятся до пешеходов, хотя они тоже участники движения. Спросите свою маму, что она слышала об этой затее — и убедитесь, что ничего. О том, что машины могут поворачивать направо на красный свет, реально будут знать единицы, а попавшие по неосторожности под колёса тысячи никогда уже об этом не узнают. Давайте лучше так сделаем: если мы хотим, чтобы было как в Америке, зайдём с другой стороны — научимся сначала соблюдать действующие ПДД».
Пётр Шкуматов, координатор «Синих Ведёрок»: «То, что вице-премьер Игорь Шувалов и правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения тратят столько времени на какой-то жестяной указатель, просто вопиющий факт. Это в стране, где ежегодно 30 тысяч человек погибает в самом расцвете лет, а ещё 200 тысяч остаются инвалидами! И вместо того, чтобы попытаться как-то переломить ситуацию, время расходуется на ерунду. Давайте я объясню всю экономику этого дела: вместо того, чтобы поставить нормальную светодиодную секцию светофора за 5 тысяч рублей, предлагается вешать указатель за 500 рублей. Вот и всё. Ну, я понимаю, на Украине, в бедном государстве, этим всерьёз интересуются. Но в России, где миллиарды рублей тратятся просто на развлечения, неужели нельзя найти в бюджете 5 тысяч рублей на светофорную секцию?».