В ожесточённом споре автомобилистов и пешеходов по-своему правы и те, и другие. Каждая сторона в числе прочих приводит «железные» аргументы в свою пользу, с которыми сложно не согласиться. Начнём с обоснованных претензий водителей. Вопросы культуры людей и их поведения, не подкреплённые никакими законами, затрагивать не будем.
Слепые манёвры
В разделе 4 Правил дорожного движения ясно сказано: «на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен». Тем не менее, зачастую пешеходы вообще не смотрят по сторонам, выходя на дорогу. Уверенные в собственном бессмертии люди убеждают себя, что водитель обязан их пропустить. Обязан, но лучше немного притормозить перед проезжей частью, чем потом в больнице рассказывать о своей правоте.
К тому же, дорожные обстоятельства могут складываться так, что водитель просто не видит пешехода. Возможно, он и рад остановиться перед человеком, но просто не успевает это сделать. Начало перехода подчас скрывают припаркованные автомобили или деревья. И особенно сложно среагировать, если пешеход на дорогу выбегает. По той же причине водители жалуются на велосипедистов, которые на большой скорости буквально влетают на переход, хотя по правилам должны пройти его на своих двоих. Наконец, на тормозной путь и видимость влияют погодные условия, которые тоже должны учитывать все участники дорожного движения.
Особенное внимание пешеходам стоит обращать на автомобили при пересечении многополосных дорог. Если первая машина остановилась и пропустила, это не значит, что так поступят все. По правилам должны, но будет ли так на самом деле? Начав переход, лучше не утыкаться сразу в телефон и убедиться в полной безопасности на протяжении всей «зебры».
Пешеходов плохо видно
Многие пешеходы, похоже, не до конца осознают степень риска при движении по дороге. Когда нет тротуара, по правилам допускается идти вдоль дороги, но для этого человек обязан максимально обезопасить себя от случайного наезда и надеть светоотражающую одежду. Автомобилисты, чтобы предостеречь остальных в случае непредвиденной остановки, включают аварийную сигнализацию и выставляют знак, а вот пешеходы предупреждать о себе не любят. Хотя в ПДД, опять же, всё прописано: «При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств».
Переход «там, где удобно»
Правила иногда позволяют переходить дорогу в неположенном месте. Например, если в зоне видимости нет «зебры» или перекрёстка. Беззаботные пешеходы этим пользуются и пересекают проезжую часть где попало. Водитель, разумеется, не всегда к подобным манёврам готов. Кроме того, пешеходы чувствуют свою безнаказанность. Статья 12.29 КоАП предусматривает штраф 500 рублей за нарушение правил пешеходом. Однако на практике инспекторы ГИБДД редко предъявляют претензии к этим участникам дорожного движения. И штраф небольшой, и оформить сложно, ведь надо ещё установить личность.
Пешеходов «воодушевляет» и тот факт, что автомобиль считается источником повышенной опасности. Поэтому, согласно статье 1079 Гражданского кодекса, даже если пешеход виноват в ДТП, его лечение оплачивает водитель. Правда, резонансный случай в 2012 году, который рассматривал Верховный суд, расставил всё по своим местам и озадачил безответственных любителей перебегать дорогу. Тогда страховая компания, отремонтировавшая автомобиль невиновного в ДТП водителя, предъявила иск к пешеходу. В суде разъяснили ситуацию однозначно. Нарушитель, переходивший дорогу в неположенном месте, должен возместить материальный ущерб в полном объёме.
К сожалению, далеко не все понимают, что пешеход — тоже участник дорожного движения и обязан следовать правилам. Например, воздержаться от перехода, если приближается автомобиль с включенными проблесковыми маячками и звуковым сигналом.