От ремня до кондиционера. Когда появились известные автомобильные опции?

Электростартер

Так получилось, что подавляющее большинство знаковых опций впервые были реализованы в США. И первым устройством, сделавшим автомобиль по-настоящему массовым, оказался электростартер. В начале ХХ века бензиновые моторы шли ноздря в ноздрю с электрическими. Автомобили были слишком дороги и по цене мало отличались от электрокаров. Однако обращаться с электрокарами было намного удобнее. За ними виделось будущее, так как там не было сложной трансмиссии, неприятного запаха и мудреного управления, а обращаться с машиной могли даже нежные дамы. Бензиновые же машины мог завести только сильный мужчина, причем с риском для жизни.

   
   

Известен случай, когда друг основателя марки Cadillac Генри Лиланда по имени Джон Картер решил помочь завести милой девушке ее автомобиль с помощью рукоятки. Дама позабыла выставить правильное опережение зажигания рукоятками на руле. В итоге запуск мотора стоил галантному инженеру жизни. Мотор запустился и ударил точащей кривой рукояткой Джона Картера по голове и нанес смертельные увечья. С тех пор руководитель Cadillac Генри Лиланд поклялся, что придумает, как избавить бензиновые моторы от этого недостатка. Он поставил спереди электромотор, который сначала служил еще и генератором. Поначалу идея вызывала скепсис, однако массовое производство позволило сделать эту деталь распространенной. С помощью стартера завести двигатель мог даже ребенок без риска для здоровья. В 1912 году в серийное производство запускается Cadillac Model Thirty с электростартером. А с 1920 года устройство превратилось в обязательный атрибут американской машины.

Кондиционер

К середине 30-х годов прошлого века подавляющее большинство крупных общественных зданий в Нью-Йорке имели систему кондиционирования. Гигантские охладительные установки монтировали даже на заправочных станциях и предлагали владельцам машин бесплатно закачать ледяной воздух в салон. Первым же автомобилем с установкой кондиционирования воздуха в заводской комплектации стал Packard модели 1939 года. Стоимость установки составляла 274 доллара — треть стоимости машины среднего класса. С 1941 года кондиционеры массово пошли на дорогие Cadillac. Ну а их массовое внедрение произошло после войны с помощью General Motors. В 1952 года штатные агрегаты устанавливались на большинство моделей компании. По размерам они были значительно крупнее современных и размещались в моторном отсеке, чтобы не съедать свободного пространства под центральной панелью.

Коробка-автомат

Первую в мире автоматическую коробку передач тоже создала фирма General Motors. В 1940 году она стала доступна в виде опции на Oldsmobile, а затем на Cadillac и Pontiac. Называлась трансмиссия Hydra-Matic и имела три ступени. По конструкции она практически не отличалась от современной. Переключение ступеней происходило планетарными зубчатыми колесами, а передача момента на вал осуществлялась через гидротрансформатор. С 1952 года Hydra-Matic устанавливалась на все модели компании и за 10 лет практически полностью вытеснила механическую ручную коробку из массового сегмента автомобилей в США. Современная коробка Hydra-Matic конструируется по прежней классической схеме, но ступеней имеет уже восемь. Американская схема была выбрана эталоном для автоматических трансмиссий на долгие десятилетия вперед.

Подушка безопасности

Первые подушки безопасности тоже применили американцы. Изобретатель Аллен Брид создал сенсор для определения столкновений. Электрическое устройство измеряло силу удара по распространяющимся по кузову волнам. Стало возможным создать подушку безопасности, которая бы раскрывалась при аварии. В 1967 году компания Chrysler первой вмонтировала подушки в свои модели. Тогда американцы не очень любили пристегиваться, и подушка предлагалась как замена ремням безопасности. В 1971 году Ford закупил подушки для массового Taurus, а через год они стали продаваться и для Oldsmobile Toronado. Правда по-настоящему защищать водителя и пассажиров они стали лишь в комбинации с ремнями безопасности. С 1989 году все автомобили в США должны быть укомплектованы подушками безопасности.

ABS

В 1978 году «Мерседес-Бенц» выпустил первые в мире легковые автомобили с АБС. Электронная антиблокировочная система тормозов оказалась невероятно эффективной для предотвращения разворачивания автомобиля на смешанном покрытии. Если под правым и левым колесом попадается поверхность с различными сцепными свойствами, то есть риск, что один бок просто поскользнется, и автомобиль улетит в кювет. Опытные водители никогда не тормозили в пол, а проделывали это переменными ударами по педали, чтобы не дать колесам заблокироваться. Электроника теперь берет на себя эту роль. В течение 30 лет она перешла на автомобили массового сегмента и поставляется даже на бюджетные машины. Во многих странах АБС обязательная опция для допуска к продажам.

Ремень безопасности

Первый ремень безопасности тоже изобрели американцы, только предназначался он для фиксации кучера, сидящего на каблучке. Такой ремень использовался с 1885 года для междугородних дилижансов и почтовых карет в Америке. Позднее двухточечный ремень устанавливали для фиксации пассажиров открытых фаэтонов. Потом ремни стали пятиточечными и использовались в авиации. В автомобилестроении их первым применил Ford. В 1948 году двухточечный ремень нашел штатное место сразу на нескольких моделях.

   
   

А вот трехточечный ремень придумал Нильс Болиненер из Volvo в 50-е годы. В 1958 году ремень серийно ставили на Volvo PV 544. Поначалу трехточечный ремень казался несуразностью, ведь он серьезно проигрывал за эффективности 5-точечному. Однако удобство использования стало ключевым фактором для его распространения. Перекинутая через плечо одна лямка позволяла двигаться на водительском кресле и дотягиваться до любых предметов в салоне.