Хаос и порядок. Водительский этикет за рубежом

Иногда едешь в чужой стране на арендованном автомобиле и не знаешь, чего ждать от местных водителей. Или не понимаешь, что тебе непонятными знаками пытаются сказать другие участники движения. Большинство сигналов распространены почти во всем мире: предупреждение об опасности, благодарность или просьба уступить дорогу. Но отличия в поведении водителей все же есть. 

   
   

В США свои особенности могут быть заметны даже при пересечении границы штата. Например, в зависимости от региона водители по-разному проезжают нерегулируемые перекрестки. В Калифорнии принято пропускать более дорогую машину. Естественно, это нигде не прописано, просто так сложилось. Похоже на Россию, не так ли? Хотя по правилам первым должен проехать тот, кто первым приблизился к пересечению дорог. Также важно помнить, что здесь можно поворачивать направо на красный свет, и некоторые делают это, даже не уступая дорогу. Остальным водителям стоит быть начеку. А, скажем, в Питтсбурге есть неписаное правило сразу после включения зеленого сигнала светофора пропустить сначала встречный автомобиль, который поворачивает налево. 

Разумеется, в Америке, как и в других странах, не любят медленных водителей, занимающих левую полосу. И вежливые автомобилисты пропускают торопыг. Причем это касается не только хайвэев. Если дорога узкая двухполосная и позади скопилось больше 5-6 машин, местные воспитанные водители, как правило, съезжают при первой возможности на обочину, чтобы пропустить остальных. Не едут до «победного конца», как чаще всего происходит у нас. 

В Европе к правильному расположению машин особое отношение. На левой полосе дороги никто не задерживается, даже если знает, что через 100 метров вновь вернется на нее для обгона. Для просьбы уступить дорогу местные водители, как правило, не используют дальний свет или клаксон, а на полкорпуса выдвигаются влево и включают левый поворотник. И могут ехать так километрами, пока не очень сообразительный «лидер» не посторонится. Если американцы долго ждать не будут и опередят автомобиль по правой полосе, то подавляющее большинство европейцев будет терпеть. Даже когда справа пусто на долгие километры вперед. Поэтому здесь в зеркало заднего вида посматривают особенно часто. В пробках, даже когда яблоку негде упасть, в Европе принято оставлять место для проезда экстренных служб, а не занимать все свободное пространство вокруг. 

А звуковые сигналы европейцы приберегают для других целей. В горных регионах и целых странах на крутых серпантинах принято сигналить перед очередным поворотом. Иначе два автомобиля, выскочив посреди узкой дороги из виража, вполне могут встретиться друг с другом лбами. Клаксоном они предупреждают о своем приближении к опасному участку тем, кто их пока не видит. 

Говоря о поведении водителей в Старом Свете, особенное внимание стоит уделить парковке. Во многих древних европейских городах, особенно в итальянских, с парковкой в историческом центре все очень плохо. Настолько, что водители оставляют автомобили впритирку с другими и не выворачивая колес. Что будут делать у нас, когда закрыли машину? Стучать по колесам или вызывать эвакуатор. В Европе же бамперы считают расходным материалом, поэтому парковка «на звук» — вполне обычное явление. Разумеется, в правилах нигде не прописано, что можно бить другие автомобили на парковке, но все водители об этом знают. Поцарапал бампер — ничего страшного, он для этого создан. 

В большинстве азиатских стран с дорожным движением все совсем иначе. Для европейцев местные трассы покажутся сплошным хаосом. Наиболее яркая иллюстрация полного отсутствия дорожного этикета — в Китае. Местное движение любопытно, но только тогда, когда наблюдаешь за ним с пассажирского места, а не участвуешь в нем. Культура вождения в стремительно растущем Китае пока находится на зачаточном уровне. Потому что многие жители еще вчера не видели никаких средств передвижения, кроме лошади, а сегодня уже могут позволить себе автомобиль. Одна из главных особенностей — постоянное использование клаксона практически для любых действий. Перестроился? Подал звук. Начал движение? Подал звук. Вышел на обгон? Подал звук. Пропускать же кого-либо с второстепенной дороги или другой полосы в азиатских странах не принято, поэтому даже не стоит пытаться заявлять о своих намерениях поворотником и фарами. Надо просто начинать маневр. Медленно, но верно. Такие действия более понятны водителям, и они спокойно уступят.

   
   

Смотрите также: