Этикет на дороге, как и в жизни, — дело индивидуальное. И его положения никогда не окажутся в правилах дорожного движения. Хотя часть автомобильных «жестов» — не только проявление вежливости, но и своеобразное средство безопасности.
Пожалуй, лучше всего знаком российским автомобилистам знак благодарности. Коротко моргнул аварийной сигнализацией — сказал «спасибо». Жест у многих дошёл до автоматизма. Вклиниваешься со второстепенной дороги в поток или перестраиваешься в пробке — и рука рефлекторно тянется к красной кнопке с белым треугольником. В свою очередь, на перестроение «дают добро» коротким сигналом дальнего света. Любопытно, но в крупных российских городах подобные жесты вежливости встречаются даже чаще, чем в Европе.
На самом деле «язык фар» гораздо более сложный и не ограничивается простой благодарностью. У той же аварийки есть ещё и другие значения, более полезные. В конце концов, сигнализация на то и аварийная, что она предупреждает об опасности. И включать её стоит не только при парковке во втором ряду. Например, при резком торможении перед пробкой, местом аварии или другим препятствием. Водители позади сразу поймут, в чём дело, и сбросят скорость. Особенно часто этим сигналом пользуются европейцы, у нас же предупреждение других участников движения ещё не вошло в привычку. А ведь это может спасти собственную машину от удара зазевавшегося водителя.
Предупреждают об опасности не только попутные машины. «Когда встречный автомобиль начинает необычно быстро и долго моргать дальним светом, не 2–3 раза, а 5–10 раз, значит, впереди что-то случилось. Например, машина стоит на полосе», — рассказывает экс-дальнобойщик с большим стажем Михаил Мулюкин.
Всё менее популярными в России становятся предупреждения дальним светом о «засадах» гаишников или просто камерах фото- и видеофиксации. Помочь нарушителю избежать наказания, или пусть отвечает по заслугам? Тут каждый решает сам. Вопрос и правда непростой. Попыткой охладить пыл нарушителя можно устранить потенциальную угрозу с его стороны.
К слову, о торопыгах. Они по-своему используют дальний свет. Продолжительный одиночный яркий сигнал фарами обращён не к встречной, а к попутной машине впереди и означает «пропусти». Для этого можно ещё использовать сигнал левого поворота, чтобы не смущать встречный поток. Подобную световую просьбу тихоход также увидит в зеркале заднего вида.
Особое место в правилах этикета на дороге занимают взаимоотношения водителей легковых и грузовых авто. Возможно, вы не обращали внимания, но дальнобойщики особенно часто занимаются «благотворительностью» и делятся с остальными информацией о дорожной обстановке. Тоже с помощью света. Ведь они высоко сидят и далеко глядят.
«Если дальнобойщик включает левый сигнал поворота, значит, фуру не стоит обгонять — впереди «встречка». Если включает правый сигнал, значит, дорога свободна. Но нельзя слепо полагаться на эти знаки. Может, водитель просто поворачивает», — объясняет Михаил Мулюкин.
Впрочем, водители легковушек старания дальнобойщиков зачастую не замечают или делают вид, что не замечают. «На дорогах бывают расширения: например, полосы разгона, аварийные карманы, автобусные остановки… Дальнобойщики в этих местах берут правее, чтобы их могли опередить, не выезжая на встречку. Но многие этого не ценят. Расширение заканчивается, надо перестраиваться, а все едут и едут. Делаешь доброе дело, а в ответ получаешь плевок. В следующий раз дальнобойщику просто не захочется никому помогать. Многие просто не представляют, что управлять грузовиком гораздо сложнее, в первую очередь, тактически. Каждый спуск и каждый подъём — целый ритуал. Вот в Европе водители легковушек это понимают и при любых манёврах фуры стараются её пропускать, даже если она выезжает со второстепенной дороги», — Михаил Мулюкин советует автомобилистам войти в положение дальнобойщиков.
Со временем наши водители привыкли благодарить друг друга. Пора научиться хотя бы проявлять участие к другим. Своё негласное правило есть и для тех, кто на трассе столкнулся с неожиданными проблемами. «Красная тряпка или жилет на зеркалах — просьба о помощи. Этот знак пришёл к нам из Восточной Европы, его знают все дальнобойщики», — отмечает Михаил Мулюкин. Почему бы не притормозить и не поинтересоваться, что случилось? В следующий раз, возможно, вы поменяетесь ролями.

Добрый знак. Как научить детей безопасному поведению на дорогах?
Держи дистанцию. Как ГИБДД предлагает снижать аварийность на дорогах?
Внимание большегрузам. Почему частники на фурах чаще попадают в ДТП?