Дело в климате
В 2011 г. мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о переходе с 8-летнего на 3-летний цикл ремонта дорог. Главная причина - особенности климатических условий российской столицы. Даже в сравнении с Канадой климат Москвы требует обновления дорожного покрытия намного чаще. Дело в том, что в зимний период у нас происходит примерно 60 циклов перехода температуры воздуха через 0°С. В прошлом году таких циклов зафиксировали до 70, тогда как в Канаде за сезон их случается не более 14. Проще говоря, отрицательные температуры держатся практически в течение всего сезона. Для дорожного покрытия это означает, что талая вода реже попадает в микротрещины в асфальте и, замерзая, не разрывает структуру покрытия.
Действовавшие до недавнего времени нормативы предусматривали ремонт дорог в Москве раз в 5-7,5 лет. Но в последнее десятилетие климат явно изменился. Столица переживала высокие для зимы температуры воздуха с относительной влажностью более 70%, экстремально холодные периоды и обильные кратковременные осадки. Кроме того, действовавшие нормативы рассчитывали из максимальной пропускной способности дорог в 10 тыс. машин в сутки.
Сегодня нагрузка выше в 2-5 раз и составляет 18-20 тыс. машин - и не только на крупных магистралях, но и на межрайонных и районных дорогах. По словам специалистов, от износа полотно не спасало даже увеличение минимальной толщины асфальта на основных магистралях с предусмотренных ГОСТом 5 до 6-7 см.
Щебень - прочнее
В нынешнем году завершается первый трёхлетний цикл ремонтов. За это время в столице в целом отремонтируют 70 млн кв. м дорожного полотна, в том числе в 2013 г. - 21,9 млн кв. м, включая 4,6 млн кв. м тротуаров и 4,6 млн кв. м внутриквартальных проездов. При этом, по словам Андрея Цыбина, город сегодня предъявляет серьёзные требования к качеству и работ, и материалов. Уже не первый сезон в Москве используют более прочный по сравнению с гранитным щебень и полимерно-битумную смесь взамен обычного битума. Каждый объект проходит двойной независимый контроль ОАТИ Москвы и ГКУ «Экспертавтодор».
Специалисты следят за соблюдением технологии, толщиной уложенного слоя асфальтобетона, физико-механическими свойствами последнего, обеспечением водоотвода, качеством швов и другими параметрами. В результате в 2012 г. 350 тыс. кв. м дорожного полотна оказались с браком. Большую его часть сегодня специалисты устранили, причём исключительно за счёт подрядчиков. В нынешнем году из-за брака работы приостанавливали в шести случаях. За нарушения подрядчикам придётся заплатить штрафы и устранить брак «за свои». В целом ремонтный сезон на дорогах столицы завершится не позднее 25 августа, заверил руководитель профильного департамента.
- С нынешнего года по трёхстороннему соглашению контролирующие имеют право в любое время посетить места складирования стройматериалов и асфальтобетонные заводы и взять пробы для анализа, - говорит Андрей Цыбин. - По качеству работы мы сегодня уверенно движемся к самым жёстким европейским нормам.