- Доктор, у меня болит голова, - жалуется москвич.
- А почему повязка на ноге?
- Так… сползла.
Этот анекдот как нельзя лучше отражает участившиеся провалы грунта в городе.
Вроде ремонтники или строители копали в одном месте, а где-то в другом машины сползли в яму и в домах треснули стены. Ещё год назад такие происшествия случались раз в несколько месяцев. В последнее же время слышим чуть ли не раз в неделю: в ноябре - 4 «провальные» истории, в октябре - 6. И все в разных районах Москвы. На проспекте Будённого - на востоке, на Осеннем бульваре - на западе, в проезде Черепановых - на севере, неподалёку от Садового кольца - в центре и т. д. Если есть пострадавшие или причинён ущерб собственности, создают комиссии по выяснению причин случившегося. Но… ямы по-прежнему образуются.
Работа насмарку
Некоторые провалы подготовлены природными процессами, нарушающими прочность «крыш» подземных полостей, уверен Виктор Трофимов, профессор кафедры инженерной и экологической геологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Полости же, в свою очередь, формируются в ходе растворения пород, например известняков, которые преобладают в столичных грунтах. А растворителями выступают грунтовые воды. Кстати, вопреки общепринятому мнению подтопленный дом - не тот, в котором залило цоколь. Достаточно, чтобы грунтовые воды были на глубине нескольких метров - таким образом, они уже достигнут большинства коммуникаций и подвалов зданий. Специалисты из ФГУП «Геоцентр-Москва» ещё несколько лет назад выяснили, что почти 70% территории столицы находится в подтопленном состоянии: 29% - постоянно, а ещё 38% - сезонно.
Но только ли грунтовые воды во всём виноваты? Нет, им помогают дырявые трубы, считает Георгий РЫЧАГОВ, профессор географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова: «В Москве на один квадратный километр территории приходится 40 км разных коммуникаций, в том числе водопроводных и канализационных. Они-то частенько и подтекают». И вообще под столицей на глубине 70 м - лабиринты тоннелей, коллекторов ливневой канализации, а также старинные погреба и подземные ходы. И всё это - пустоты. По мнению учёных, провалиться туда просто так всё-таки невозможно. Но… любые подземные работы - будь то перекладка коммуникаций, замена дорожного полотна или рытьё парковки - создают благоприятные условия для этого. Учитывая, что подземное строительство набирает обороты, нас ждут многофункциональные комплексы, тоннели и торговые центры. А вместе с ними пустоты и новые провалы?
Повышенный коэффициент разгильдяйства
«В Москве вопрос строительства подземных сооружений технически решён на достаточно высоком уровне, - рассказал «АиФ» Вячеслав Ильичёв, первый вице-президент Российской академии архитектурных и строительных наук. - Используются современные технологии, которые вполне подходят для столичных грунтов. Есть успешные примеры уже реализованных проектов: Манежная площадь, автомобильные тоннели, всё строительство вдоль Ленинградского шоссе велось и ведётся в очень сложных условиях. И любые грунты можно укрепить. Под землю провалиться можно, только если одновременно в одном месте совершаются две-три глупости или ошибки. А когда коэффициент разгильдяйства повышен, тогда возможны любые проблемы».
Бороться с разгильдяйством можно постоянным мониторингом того, что происходит под землёй. Для этого, между прочим, ещё в 2007 г. столичный департамент ЖКХ закупил с десяток передвижных лабораторий видеокомпьютерного сканирования. С их помощью уже известно о состоянии 50% московских дорог и грунтов под ними. Как только будет собрана вся информация, составят «карту проблем». В настоящее время фактически тем же самым занимается Институт геоэкологии им. Е. М. Сергеева РАН. Учёные готовят серию из 12 карт, всесторонне описывающих Москву подземную. Директор института геоэкологии, академик Виктор ОСИПОВ пояснил, что «строить под землёй можно и нужно, но при этом требуется не только тщательный анализ имеющихся данных, но и разработка индивидуальных проектов в каждой конкретной точке города. Ну и наконец, в проектах нужно предусматривать специальные меры, обеспечивающие безопасность. Правда, это требует дополнительных финансовых затрат». И в этом ещё одна причина того, что «свеженькие», казалось бы, дороги иногда проваливаются. Подрядчики экономят не только на исследованиях, но и на материалах, используют, к примеру, более дешёвый щебень, укладывают его недостаточно плотно и т. д. Вот и получается, что за каждым провалом стоят чьи-то недоработки, желание сэкономить и почти всегда - переположить ответственность на других. Но делать-то что? Ужесточить наказание за ненадлежащее ведение работ, считают столичные власти. В настоящее время административным кодексом за нарушение норм и правил подготовки и проведения земляных, строительных и дорожных работ предусматривается… предупреждение (!) или штраф с должностных лиц до 8 тыс. руб., с юридических - до 30 тыс. руб. Увеличить размер денежного взыскания стоит на несколько порядков, может, тогда пенять на грунты неповадно будет?